Год новый, беды старые: литовцы готовятся затянуть пояса потуже

Рождественский и новогодний столы обошлись жителям Литвы на треть дороже, чем годом ранее. С лета взлетевшие цены продолжают упорно расти.

В канун новогодних праздников журналисты авторитетного литовского информационного агентства ELTA провели традиционное исследование рынка автомобильного топлива. Оказывается, за минувшие октябрь и ноябрь стоимость одного литра популярного бензина АИ-95 выросла с 1,22 до 1,519 евро, или почти на 25%.

Используемый преимущественно на селе бензин АИ-92 стоит лишь на 7 евроцентов меньше. Рост за тот же недлинный промежуток времени – 20%. Солярка, которую в Литве называют дизелином, колеблется в коридоре 1,389–1,416 евро за литр. Наконец, газ для автомобилей стал дороже на 32% – 0,725 евро.

Овес нынче дорог

Не нужно быть экономистом, чтобы понимать – рост цен на топливо для транспорта автоматически ведет к удорожанию жизни. Оглядимся вокруг с высоты рядового литовца. Первое, что приходит на ум – цитата из романа "12 стульев". Остап Бендер интересуется у бывшего архивариуса Коробейникова о том, в какую сумму тот оценивает ордера на мебель Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Коробейников отвечает: – Ну что ж, семьдесят рублей положите.

– Это почему же так много? Овес нынче дорог?

Старик мелко задребезжал, виляя позвоночником. – Изволите шутить…

Перед населением позвоночником виляет целый банк – банк Литвы (Центробанк): "в 2022 году цены вырастут сильнее, чем прогнозировалось из-за сложных отношений с Китаем и Белоруссией". Инфляция сохранится высокой и составит 5,1%. Это почти в два раза выше, чем прогнозировалось в начале осени. Очевидно, что обещанный рост ВВП в 3,6% в 2022 году минимум дважды (в марте и августе) пересмотрят в меньшую сторону.

Заработная плата в среднем вырастет на 8,2%. В реальной жизни семейные бюджеты не укрепятся, а пострадают. 8,2% минус 5,1% инфляции дает 3,1%, которые съест повсеместный рост розничных цен.

Еще и в долгах останутся налогоплательщики в сравнении с данным моментом времени.

Председатель правления ЦБ Гедиминас Шимкус, банкир № 1, при всей его информированности, опасается прогнозировать будущее. Свои мысли формулирует туманно: "Часть инфляции и температуру экономики можно сбить фискальными мерами, не поощряя внутренний спрос и не ускоряя рост цен. Этого можно достигнуть двумя способами: или улучшить сборы в бюджет, или замедлить расходы".

Если умные слова приземлить, они прозвучат так – каждому предстоит больше работать и рациональнее расходовать доходы.

Рынок есть – работы нет

По данным экспертов литовского рынка труда, общее количество работающих и безработных возвратилось на допандемический уровень.

Однако данные "Пенсионного фонда" не столь оптимистичны применительно к занятости в тех областях, которые больше всего пострадали во время пандемии. В частности, в гостиничном бизнесе, турсекторе, в индустрии развлечений, системе общественного питания сильная нехватка рук – не хватает до четверти персонала.

В целом по стране быстро растет число компаний, которые не могут расширяться из-за нехватки работников. Почти 1/3 часть мелких и очень мелких предприятий не смогла пережить вызванные пандемией COVID-19 ограничения, обанкротилась или ушла в "тень".

Уже упомянутый нами президент Центробанка Гедиминас Шимкус где-то нашел "бурное возрождение предпринимательства". Если он имеет в виду рост зарплат на некоторых предприятиях на 10%, то правильнее говорить о дефиците специалистов. Их заманивают деньгами. Конкурентоспособность литовского бизнеса за границей по-прежнему низка, а от среднего показателя по ЕС зарплаты в Литве все еще отстают больше, чем производительность: соответственно, на 35% и 29%.

Как заработать простому работяге, если литовцы на внутреннем рынке труда не востребованы? В условиях пандемии появились дополнительные ограничения, урезавшие и без того скромные возможности незанятых в поисках точки применения сил, знаний, опыта. Возраст соискателя еще сильнее сужает поле интересов к потенциальному работнику.

Хотя безработица в Литве превышает 10%, подобрать место очень сложно. 20 декабря 2021 года служба занятости составила список востребованных профессий на следующие 365 дней. Всего названо 163 профессии: 58 относятся к строительному сектору, 93 – к промышленности, 4 – к сектору услуг, 8 – к сектору сельского хозяйства, лесоводства и рыбоводства.

Например, срочно нужны специалисты по выращиванию шампиньонов, закройщики, контролеры ОТК, водители троллейбусов. Все в 2021 году не считались в дефиците.

Зададимся вопросом: зачем из Белоруссии или с Украины приглашать умеющего выращивать грибы, если на месте этому можно обучить за два часа? Ответ: литовцу придется платить европейскую зарплату, а "варягу" – вполовину меньше, что бизнесу выгодно.

Профсоюзы справедливо не одобряют список. "Прежде в него включали профессий, требующие высокой квалификации, которых Литва не могла подготовить, ибо требовалось время. Однако сейчас мы видим даже такие специальности, укомплектовать потребность в которых – лишь вопрос переквалификации. При нашем уровне безработицы потребуется нескольких дней. Поэтому непонятно, почему вместо переквалификации людей делают ставку на ввоз работников из третьих стран", – говорит и пишет председатель конфедерации профсоюзов Инга Ругинене.

После многочисленных попыток она выяснила – по предварительным данным Минсоцзащиты, в 2022 году 35 000 иностранцев смогут легально трудоустроиться в Литве: 16 000 в сфере услуг, 9500 – в промышленности, 9100 – в строительстве, 1000 – в сельском хозяйстве. Там, куда литовским безработным или готовым сменить профиль деятельности вход воспрещен.

Экономия на желудке

Если читатели забыли, напомним: второй совет президента Банка Литвы Гедиминаса Шимкуса – замедлить расходы. Но каким образом? Экономию на детях, стариках, учебе, лекарствах и разумном отдыхе отметаем, как неприемлемые.

Допустим, автомобиль станем заправлять на раз в месяц реже. Выигранные 240 евро в год погоды не сделают, но пусть останутся в кошельке. Устроим ревизии в шкафах, выясним, какая одежда и обувь могут послужить еще сезон. Копилка пополнится на 150–200 евро на семью из четырех человек.

Что дальше? Перестанем ходить на праздники и хоронить родственников? Не выход. Садиться за стол через день тоже не получится. Остается экономить, приобретая только самые необходимые и недорогие продукты. Однако на желудке много не сэкономишь. Тем более, что все равно не получится сберечь копеечку.

Придется оплачивать немыслимые счета за отопление (около 100 евро в месяц), за газ (0,8 евро за кубометр. Средняя семья использует в месяц 10–12 кубов, а это 8–9,6 евро), за электроэнергию (0,167 евро за киловатт/час. Среднее потребление – 150-200 КВт/ч или 25,05-33,4 евро в месяц).

Добавим к этому постоянно растущие расчеты за жилплощадь, холодную воду, кабельное телевидение, мобильную связь, вывоз мусора – набежит 250–300 евро. Местная власть надумала взымать плату за парковку автомобилей во дворах жилых домов и экологические штрафы за обездвиженные, брошенные старые машины. Узаконенные поборы неизбежны.

Надо полагать, количество подобных новшеств из-за скудности муниципальных бюджетов будет расти месяц от месяца. Вывод из всего вышесказанного печален: как ни крутись, тупик всегда остается тупиком, чтобы не советовал глава Центробанка Литвы. Год 2022 будет почти для каждой рядовой литовской семьи трудным и непредсказуемым по последствиям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.