Германия и "Северный поток–2": вы виноваты в том, что делаете все правильно

© Sputnik/ Дмитрий Лельчук

Американский эксперт считает, что, обеспечив себе более выгодные цены на газ за счет поддержки "Северного потока–2", Германия навредила безопасности Европы.

Германия и Россия специально затрагивали на переговорах только экономический аспект влияния газопровода "Северный поток–2" на Европу, чтобы реализовать проект, который, хоть и позволяет ФРГ снизить для себя энергетические издержки, с другой стороны, угрожает экономической и политической безопасности остальному ЕС, пишет эксперт The National Interest Юлия-Сабина Джойя.

По ее мнению, реализация проекта "СП–2" несет серьезные последствия для безопасности Европы, поскольку лишает Украину ее геополитического преимущества в качестве ключевой страны транзитера российского газа в ЕС. 

Эксперт считает, что есть два важных вопроса, которые определяют долгосрочные последствия увеличения потребления российского газа Евросоюзом. Во-первых, для стран-членов ЕС не существует универсальной цены на российский газ. Во-вторых, приоритетом номер один в энергетической политике ЕС является диверсификация ресурсов и избавление от "российской зависимости".

"Газпром" ведет переговоры о ценах с каждым государством-участником индивидуально. Германия, чей ВВП на душу населения почти в четыре раза выше, чем у Румынии, в настоящее время платит в среднем менее половины того, что Румыния платит за импорт газа", – пишет Джойя, обвиняя Россию в том, что она якобы повысила общие цены на газ для усиления давления на ЕС по "Северному потоку–2".

Отметим, что под "повышением цен на газ" эксперт понимает отказ России наращивать поставки голубого топлива в ЕС сверх оговоренной ранее нормы на фоне растущего спроса и приостановки работы части ГТС для профилактических работ. Однако в совокупности эти факторы и привели к росту.

Как уточняет американский эксперт, "Северный поток–2" не соответствует цели диверсификации поставщиков углеводородов в ЕС и обвиняет уже ФРГ в том, что Берлин обеспечил национальный надзор за трубопроводом вместо присмотра в масштабах всего ЕС (что привело бы к отмене строительства).

Она отмечает, что другие государства-члены, гораздо более бедные, чем Германия, построили центры сжиженного природного газа (СПГ) для диверсификации поставок. Такие страны, как Литва и Польша, покупают гораздо более дорогой СПГ, с помощью которого они также надеются уменьшить свою и украинскую зависимость от российского газа. В то же время Германия провела себе газовую трубу из России и получает газ гораздо дешевле.

"Завершение строительства трубопровода может означать сохранение низких цен на газ для немецких потребителей. Но для восточноевропейцев российский газ будет только дорожать. "Северный поток–2" – не единственный новый российско-европейский трубопровод, построенный для обхода транзитных сборов, от которых выигрывали восточноевропейские страны", – сетует автор статьи.

Она приводит цитату немецкого публициста Йозефа Йоффе, который писал о "Северном потоке–2": "Великие державы распоряжаются, более мелкие несут издержки".

В заключении автор пишет, что перспективы для Украины выглядят удручающими. Страна, "более семи лет ведущая войну с ядерной сверхдержавой", теряет часть доходов от транзита российского газа, а обязательства Германии помочь украинской энергетике не компенсируют коммерческие потери Киева.