У литовского Минфина есть три альтернативы налога на прибыль: расширить использование существующих льгот, применить льготы, связанные с заработной платой, которые предложил президент, или перейти к модели распределенного налога на прибыль, используемой в Эстонии с 2000 года, считает президент Литовского института свободного рынка Елена Леонтьева.
"Сейчас важно неукоснительно следовать принципам законодательства и оценить, какие цели, важные для государства, могут быть достигнуты разными альтернативами. Сознательно и добросовестно выбирать ту, которая позволяет достичь максимального результата с минимальными затратами, ту, которая максимально соответствует человеческой сущности. Создать больше за меньшие деньги", – цитирует Леонтьеву "Литовский курьер".
По мнению экономиста, повышение налогов не всегда означает увеличение доходов бюджета, и наоборот. Она ссылается на пример Эстонии, где после налоговой реформы 2000 года собираемость налога на прибыль восстановилась уже на третий год и неуклонно растет.
"Перейдя к налогообложению распределенной прибыли, Эстония не только предоставила своим налогоплательщикам более простые, прозрачные и стимулирующие вести легальную деятельность налоги. Каждый год на один процент снижалась и ставка налога на прибыль, и ставка подоходного налога до тех пор, пока с 26 процентов он не достиг 20 процентов. Именно такое комплексное упрощение и снижение налоговой нагрузки обеспечило рост доходов бюджета", – объяснила эксперт.
Экономист считает, что государство должно стимулировать инвестиции.
"Компании, которые платят налог на прибыль, подобны государственным представительствам социальной политики, которые ежедневно заботятся об уменьшении безработицы в городах Литвы, об увеличении доходов населения, чтобы за счет собранных налогов финансировались общие нужды. Поэтому естественная цель государства – поощрение инвестиций", – подчеркнула Леонтьева.
По ее словам, лучшее время для эффективного инвестирования – когда компании получают прибыль, когда капитал находится на наиболее плодородной стадии.
"Когда капитал находится на наиболее плодородной стадии, оставить его для инвестиций в компаниях – это просто обязанность государства, ставящего своей целью всеобщее благосостояние. Как показывает наш опыт и опыт наших соседей, такая модель значительно снижает стимулы к уклонению от налогов, к созданию сложных схем ухода от уплаты налогов. Следовательно, модель налогообложения распределенной прибыли позволяет достичь еще одной цели, стоящей перед государством, – сократить теневую экономику и улучшить условия добросовестной конкуренции", – резюмировала Елена Леонтьева.