Кризис 2008-го покажется просто цветочками. Экономике Литвы предрекают падение на 20%

© РИА Новости

Базовый сценарий Центробанка Литвы предусматривает падение реального ВВП на 11,4%. Это при условии, что карантин продлится не больше двух месяцев. Если же он продлится четыре месяца, то экономика может упасть до 20,8%. 

По итогам года спад литовской экономики может составить больше 20%. С таким неутешительным прогнозом выступил глава Центробанка Витас Василяускас. Экономисты все еще не теряют надежды, что Литве удастся избежать глубокой рецессии. Сегодня позиции страны значительно лучше, нежели перед кризисом 2009 года, однако прогнозы ухудшились радикально.

Еще девять дней назад министр финансов Вилюс Шапока, обращаясь к гражданам, заявил, что спад ВВП составит от 1,3% до 2,8%. Однако здесь нужно сделать оговорку: Литву ждет такой сценарий при условии, что с коронавирусом справятся в течение полугода. Если нет, то "числа будут совсем другими", констатировал глава Минфина. 

© BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Вилиюс Шапока

Не прошло и двух недель, а уже сейчас ясно, что падение будет гораздо серьезнее, нежели прогнозировалось изначально. Число инфицированных растет, карантин продлен до 13 апреля, ограничения усилились, власти готовы рассмотреть возможность закрыть города, если они станут очагами SARS-CoV-2.

Самое главное – ситуация в Европе не улучшается: Литва, как открытая экономика, чей бизнес ориентирован на внешний рынок, а львиная доля жителей работает за рубежом, зависит от устойчивости Евросоюза. На сегодняшний день ни о какой стойкости говорить не приходится.

Оптимисты не унывают

Местные светила в области экономики поделились на два противоборствующих лагеря. 

Первый лагерь состоит из представителей коммерческих банков и апологетов неолиберальной экономической школы, которые говорят, что не все так плохо. Да, рост ВВП сократится. Да, это будет первый спад с 2009 года. Да, с последствиями Covid-19 справляться будут еще долго. Однако это не повод для уныния. В отличие от того, положения, в котором страна оказалась в упомянутом 2009-м, сегодня у государства есть резервы, кабмин уже одобрил помощь для поощрения экономики в размере 5 млрд евро, а в случае необходимости Литва сможет с легкостью получить кредит, так как ее рейтинг для долгосрочных займов, по оценке агентства Standard & Poor‘s, обозначен как "А+" – это одна из самых высоких позиций.

По словам главного экономиста банка Luminor Жигимантаса Маурицаса, у Литвы "сильный экономический иммунитет", поэтому в 2020 спад составит только 2,5%. Он подчеркивает, что это падение временное, а в будущем году ждет резкий скачок.

"С падением страха из-за коронавируса экономический рост в 2021-м достигнет невероятной отметки в 6,5%, – делится он оптимистичным прогнозом, который объясняет эффектом низкой базы, то есть низкими стартовыми позициями. – А в 2022–2023 годах мы надеемся на рост в 3–4%", – утверждает экономист, называя Литву лидером в регионе и "магнитом для мигрантов". 

Чуть менее оптимистично, но похожим образом высказался его коллега Нериюс Мачюлис, главный экономист банка Swedbank. По его словам, сегодня очень многое зависит от государства и действий международных финансовых организаций, и пока они радуют. Тем не менее он не сомневается, что спад мирового ВВП будет больше, нежели в 2009-м.

"ВВП Литвы уменьшится на 5%. Моделируя возможные сценарии от последствия пандемии для экономики, сделано предположение, что распространение вируса будет остановлено в ближайшие два месяца, и до начала лета большинство государств отзовут наиболее жесткие карантинные меры", – пишет он, указывая на то, что сегодня государству необходимо увеличивать расходы, которые потом окупятся, но повышать налоги и урезать траты ни в коем случае нельзя, так как это лишь усилит кризис.

Государственники разводят руками

Между тем глава Центробанка Витас Василяускас, выступая перед журналистами в четверг, 26 марта, не был столь оптимистичен. По прогнозам его аналитиков, заточенных на глубокий анализ происходящего внутри государства, спад затронет почти все градообразующие экономику страны отрасли.

Базовый сценарий Центробанка предусматривает падение реального ВВП на 11,4%. Это при условии, что карантин продлится не больше двух месяцев. Если же он продлится все четыре месяца, то экономика может упасть до 20,8%. 

В кризисный 2009-й она сократилась до 15%, и от последствий этого кризиса Литва оправляется до сих пор. Согласно промежуточному прогнозу, в 2020 году личное потребление упадет на 15,2%, инвестиции сократятся на 8%, экспорт и импорт уменьшатся на 13,4% и 12,9% соответственно. Безработица увеличится почти в два раза, достигнув отметки в 12,5% по стране. Отметим, что это не самый худший из представленных Банком Литвы возможных сценариев.

Тем не менее прогноз на 2021 год – положительный. Исходя из того же базового сценария, рост может составить 9,7%. Очевидно, это опять же обусловлено эффектом низкой базы.

В то же время экономист, профессор ISM Университета управления и экономики Тадас Шараповас не согласен с тем, что в 2021 году ситуация резко наладится. Если карантинный кризис затянется, в Литве, равно как и во всей Европе, появятся тысячи безработных, которых нужно будет как-то поддерживать. По его словам, в этом году спад экономики составит 15%, а в будущем может быть еще больше, рассказал он прессе.

Иными словами, сегодня можно констатировать, что прогнозы экономистов кардинально разнятся, поэтому понять, что нас ждет, крайне сложно. В конечном итоге все будет зависеть от того, сможет ли Европа взять ситуацию под контроль и ослабить режим карантина.

Строить прогнозы на завтра и послезавтра довольно сложно, гораздо логичнее задать вопрос, что происходит сегодня, чтобы понять всю тягость положения. Правда такова, что на данный момент спад экономики составляет 10%. С таким громким заявлением выступил замглавы правления Центробанка Раймондас Куодис. По его словам, на то, что на данный момент ВВП упал на 10%, указывает потребление электроэнергии, а оно сократилось в разы.

Таким образом, спорить о цифрах можно много, но понятно сегодня лишь одно – все прогнозы касательно развития экономики – негативные. Оптимистичные сценарии сродни надежде, что все может быстро наладиться, но вряд ли такое развитие событий возможно. Старший экономист литовского Центробанка Лаура Галдикене, общаясь с журналистами, с грустью констатировала, что болезненный 2009-й может оказаться лишь "репетицией перед значительно более серьезными вызовами".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.