В Литве растут претензии в адрес Европейской комиссии (ЕК). Это связано с намерениями Брюсселя урезать дотации для Литвы на 23,8%.
Речь здесь идет о так называемой политике кохезии (выравнивания экономических и социальных различий между странами). Она предусматривает последовательную работу над ростом экономики за счет финансовых вливаний из еврофондов и приближения уровня благосостояния младоевропейцев к западноевропейским стандартам.
Корень проблемы
Новая финансовая перспектива, которую часто называют "европейской семилеткой", несет определенные риски для Литвы. Сокращение финансирования в рамках политики кохезии (выравнивания) с 7,4 млрд евро в период 2014–2020-х годов до 5,642 млрд евро кардинально не устраивает литовское руководство.
Свертывание многомиллионных дотаций, согласно плану Европейской комиссии, затрагивает все отрасли, за исключением средств, которые выделяются на закрытие Игналинской атомной электростанции. В общей совокупности в предыдущий финансовый период Литве выплатили 12,82 млрд евро, в новый предполагается выделить 10,95 млрд евро – говорится в проектных документах.
Кстати, это – проект Еврокомиссии, но есть второй план, предложенный председательствующей в ЕС Финляндией, которая хочет урезать объемы финансовых вливаний в Литву в рамках политики кохезии не на 24%, а почти на 27%. При этом Брюссель хочет обязать республику увеличить взносы в бюджет ЕС с 3 млрд до 3,9 млрд евро, то есть сразу на 30%. Финляндия, в свою очередь, просит выплачивать в общую копилку 3,794 млрд евро, то есть меньше, чем хочет обязать Европейская комиссия.
Все это обусловлено тем, что Литва, по мнению еврочиновников, совершила серьезный скачок вперед в деле экономики и благосостояния с момента вступления в ЕС. Однако руководство страны с этим, похоже, не совсем согласно.
С одной стороны, отечественные экономисты, равно как и представители власти, регулярно указывают на то, что страна должна стремительно развиваться. Если в 2004-м году размер ВВП на одного жителя составлял 46% от среднего показателя по ЕС, то сейчас – около 75%. Тем не менее сегодня, когда речь зашла о реальных деньгах, власти уже не настаивают на том, что дела идут превосходно.
Вторая причина сокращения дотаций – выход Великобритании из ЕС. До сих пор главными "донорами" сообщества были Германия и Соединенное Королевство, чьи выплаты в общую копилку, по состоянию на 2017 год, составляли 12,8 млрд евро и 7,43 млрд евро соответственно.
Министр финансов Литвы Вилюс Шапока уже провел ряд встреч с еврокомиссарами, четко заявив, что ни один из предложенных проектов – ни брюссельский, ни финский, – не устраивают Литву. В официальных заявлениях, распространенных пресс-службой кабмина, он назвал эти решения "недопустимыми и неправильными".
Вместе с тем правительство не теряет надежды, что Еврокомиссия учтет пожелания и чаяния Литвы. Переговоры еще идут, Минфин надеется, что решающую роль сыграет президент Гитанас Науседа, который может убедить брюссельских чиновников расширить общий бюджет. В конце концов, ЕС намерен урезать помощь не только Литве, но и всем странам Балтии, Центральной и Восточной Европы. Если лидерам удастся выступить единым фронтом, возможно, брюссельские комиссары решат отступить.
"Брюссельский диктат"
Другая сторона медали недовольства Литвой действиями ЕК лежит не в экономической, а в правовой и политической плоскости. Дело в том, что сегодня республике грозят многочисленные штрафы за отказ или неспособность выполнить те или иные решения Еврокомиссии.
Совсем недавно Литве уже пришлось отчитываться перед Брюсселем за демонтаж железнодорожной ветки Мажейкяй-Реньге. Латвия обвинила литовцев в нечестной конкуренции – из-за отсутствия железной дороги товарным составам приходилось делать "крюк" или идти в Клайпедский порт. Ведь это было дешевле и проще, поскольку дорога на Ригу, Вентспилс и другие латвийские гавани оказалась в прямом смысле этого слова заблокирована – ее не было. Сумма штрафа, который выплачивало госпредприятие "Литовские железные дороги", составила 27,9 млн евро.
Сегодня Литве грозят аналогичные штрафы за то, что в стране по-прежнему действуют уличные туалеты, хотя по европейским правилам в стране должна быть налажена централизованная система по утилизации отходов. Кроме этого, возможны взыскания из-за отказа разрешить иностранцам из других стран ЕС вступать или создавать политические партии. Местная пресса, ссылаясь на представительство Европейской комиссии в Литве, утверждает, что сегодня против государства начаты 27 дел.
Некоторые представители ученой среды и интеллигенции выразили ряд претензий в связи с действиями Брюсселя. По их мнению, ЕС грубо вмешивается в дела суверенных государств, причем с такой точкой зрения сегодня выступают не только политики-популисты, но и авторитетные спикеры. Так, например, высказался профессор-правовед Альфонсас Вайшвила.
"Игнорируется суверенитет национальных государств, – подчеркивает он. – Но так уничтожаются не только национальные государства, это путь и самого ЕС к самоубийству, поскольку со стороны государств поднимется массовое раздражение", – считает он. В то же самое время он утверждает, что Литва не должна соглашаться вступать в сообщество на таких условиях.
Парадоксально, но в последнее время, несмотря на то, что Литва входит в число стран, где наиболее положительно оценивают ЕС как организацию и структуру, растет недовольство политикой сообщества. Ее активно лоббируют популистские силы, причем как правые, так и левые. Сегодня к этой критике присоединились и официальные власти в лице кабмина. Это явно говорит о том, что в будущем в отношениях между Литвой и ЕС может возникнуть кризис, поскольку республика привыкла получать дивиденды и отдавать лишь малую часть. Эта установка прочно укоренилась в сознании граждан, поэтому пересмотреть свои убеждения в настоящее время им будет не так просто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.