Новый год на носу: тысячи жителей Литвы потянулись в Польшу за едой

Много лет эксперты в области розничной торговли не могут найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: что понуждает литовцев массово ездить в соседнюю Польшу за продуктами питания и другими товарами?

Перед новогодними праздниками литовцы массово ездят в соседнюю Польшу за продуктами питания и другими товарами.

Поддавшись всереспубликанскому психозу, я (Лейла Акбашева – прим. Baltnews) тоже подбила мужа и двух подруг на шопинг в польских магазинах. 150 километров в одну сторону для веселой компании и хорошего автомобиля – не расстояние.

Знатоки утверждают: при любых раскладах экономия семейного бюджета составляет примерно 25-30% на каждые сто потраченных евро за счет низких польских цен по сравнении с литовскими.

Курс польской валюты по отношению к евро тоже работает на покупателей из Литвы. За один евро банки соседней страны дают 4,19-4,23 злотых. Причем практичные гости давно подметили: чем дальше от литовско-польской границы, тем выгоднее курс.

Однако вглубь Польши, например, в Белосток, ездят единицы из числа охотников за архитектурной экзотикой. Практически 100% приграничных туристов довольствуются посещением торговых центров в Сувалках, Августове и других небольших местечках. Например, в крохотных Сейнах литовских автомобилей больше, чем польских. В местном магазине Biedronkа – "Божья коровка", – где мы сделали первую остановку, по-польски говорит только продавец.

Новогодний стол литовца

Что купили впрок в канун длинных новогодних застолий? Можно сказать, все, кроме овощей, которые дома стоят чуть дешевле. Молочные продукты, творог, твердые сыры, сливочное и растительное масло, филе лосося, форели и карпа, сельдь, мясо утки, индюка и курицы, тушки рябчиков и фазанов, говядину, свиной окорок, яйца привычные и перепелиные, майонез, шампанское, водку, виски и пиво. Любопытно, но литовское пиво поляки продают по 2,89 злотых. Это 0,69 евро за 0,5 литра. Точно такое же пиво в аналогичной таре стоит дома 1,2 евро. И как тут не купить мужской напиток?

На все продукты питания в Польше установлен 5% налог на добавленную стоимость. В Литве он пока равен 21%, но, говорят, вырастет до 22%. Наверное, именно в соотношении цифр скрыт ответ на вопрос, что движет литовцами, которые "затариваются" в соседней стране?

Не жадность, а голый расчет рачительных хозяев и хозяек понуждает их один-два раза в месяц, а то и еженедельно оставлять деньги в торговых центрах, магазинах и на рынках соседней страны.

Только по официальным данным, литовцы ежегодно тратят в польском приграничье около 500-600 миллионов евро, рассчитываясь банковскими карточками. Если прибавить к этим деньгам расчеты наличными, то можно говорить о сумме, приближающейся к миллиарду евро. И нет сигналов, что в краткосрочной перспективе ситуация может измениться в пользу Литвы. Впрочем, продолжим рассказ о делах земных.

В центре Сувалок у крупного торгового центра свободное место на автостоянке удалось отыскать с трудом. На один автомобиль с польским государственным номером пришлось по десять с литовскими.

Подшучивая друг над другом, отправились с тележками вдоль прилавков и витрин, не отказывая себе в удовольствии транжирить. Например, каждая из подруг взяла к новогоднему столу щуку по 24 злотых (5,7 евро) за килограмм, чтобы приготовить знаменитую "щуку по-польски", или, как ее называют хозяйки в обиходе, фаршированную щуку. Лично я эту породу рыбы не особенно жалую, поэтому остановила взгляд на соме по 16 злотых (3,80 евро). Прикинула, что огромной рыбины хватит надолго. А после праздников еще уху смогу приготовить из ее щек и хвоста.

Вместе с продуктами тележка наполнялась бытовой химией, стиральным порошком, туалетной бумагой, кухонными полотенцами и даже совершенно не нужной пластмассовой или металлической ерундой, которую брали по принципу "не понравится – подарю кому-нибудь".

Подарочки под елкой

К слову, о подарках под елочку. В эту отдельную категорию покупок шли полотенца, сковороды и кастрюли, спицы для вязания, недорогая парфюмерия, мужские наборы для бритья, детские игрушки и конфеты.

Дома подсчитала: расходная часть экспедиции в Польшу составила 194 евро. Доходная – почти 80. Почти 300 евро пришлось бы израсходовать, покупай все это же в Литве.

Какие еще бытовые новости напрашиваются в итоги уходящего года? Например, эта: покупка подержанной одежды понемногу становится массовым явлением, рынок носит нишевый характер.

Эксперты утверждают, что развитие отрасли связано не с нехваткой средств, а с ростом сознательности потребителей. Мол, обмен одеждой – прагматичное явление, у людей появляются прочные ценности.

Откровенно говоря, какая может быть сознательность или проявление ценностей в стремлении донашивать чьи-то рубахи и платья? Другое дело, честно сказать себе: если не в состоянии позволить новую юбку за 60 евро, приходится покупать за три евро ту, которую отыскиваешь в second hand. Это допустимо, если в такой одежде предстоит мыть школьные коридоры. Но какое доверие может быть к солидному офису, чьи сотрудники одеты по принципу "с миру по нитке"?

Можно сказать, что жители Литвы уже поголовно одеты в second hand.

Бродит по стране горькая шутка: за 30 минувших лет большому количеству населения созданы все условия для увеличения сознательности потребителя.

Для пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей, людей, занимающихся тяжелым неквалифицированным трудом и асоциальных лиц. Особенно это заметно в провинции, где о респектабельности думают мало.

Экс-президент Литвы Валдас Адамкус в первой книге мемуаров писал, как его после долгой разлуки встретила Советская Литва: одетые в черное и коричневое мрачные люди на мало освещенных улицах. Будто про сегодняшний день сказано.

Стоит честно признать: качественную обувь и одежду от мировых брендов может себе позволить не более 10% жителей Литвы и белорусы, приезжающие за нею в местные бутики. Им выгодно, поскольку НДС возвращается при должном оформлении товарных чеков на границе. Удел подавляющего большинства литовцев, включая пожилых и небогатую молодежь, – рынки с товарами от китайских производителей и ношеные вещи.

Впереди пока нет просвета. На финише декабря президент Литвы Гитанас Науседа сказал: он надеется, что Еврокомиссия предложит решения о том, как ограничить импорт из третьих стран. На деле это может означать прощание с доступной по ценам китайской продукцией и поголовный штурм магазинов по продаже подержанной одежды ради приобретения чего-нибудь поприличнее, не черного и не коричневого цветов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.