Мечи и стрелы: что несут военные маневры НАТО у российской границы

© РИА Новости

Каждую осень Североатлантический альянс традиционно увеличивает свою активность в странах Балтии. Военнослужащие проводят боевые стрельбы, отрабатывают совместные действия и готовятся к сдерживанию условного противника.

Неподалеку от Юодкранте, у берегов Куршской косы снова неспокойно – там 30 сентября начались очередные военные учения. До 11 октября литовский батальон ПВО с палубы корабля Yotvingis тренируется в уничтожении воздушных целей.

Горькие стрелы

Маневры названы "Янтарная стрела-2019" (Gintarinė strėlė-2019) и проходят уже не первый год. Впрочем, не только силам ПВО этой осенью предстоит продемонстрировать свою готовность. Отражение воздушных атак противника – лишь малая часть упражнений балтийских вооруженных сил.

Тренируются все – от сил ополчения до ВМФ. В сентябре в Латвии проходили учения ополченцев из военизированной организации "Земессардзе" "Меч-2019" (Zobens-2019), союзная авиация отрабатывала маневры новой техники, в рамках учений НАТО "Северные берега-2019" (Northern Coasts-2019) военно-морские силы 18 стран-членов альянса "восстанавливали свободу судоходства" на Балтике. Разумеется, все "исключительно в мирных целях". Ради укрепления региональной безопасности и улучшения взаимодействия между войсками.

Стрелы летают над всеми балтийскими странами: с 23 сентября по 6 октября в Латвии проходят еще одни учения НАТО "Серебряная стрела-2019" (Silver Arrow-2019). Около трех тысяч солдат и офицеров из Латвии, Эстонии и Литвы, а также девяти других государств готовятся противодействовать вторгшимся со стороны Эстонии войскам условного противника. В регион регулярно прибывают новые подразделения альянса. Так, в сентябре сообщалось, что американский батальон войск с тяжелым вооружением будет развернут в Литве в рамках очередной ротации для подготовки к учениям в октябре – и для обеспечения сдерживания вероятного противника. "Силы США являются жизненно важным фактором сдерживания, так что они будут способствовать усилиям НАТО в Балтийском регионе", – заявил тогда литовский министр обороны Раймундас Кароблис.

Платить и сдерживать

После начала кризиса в отношениях с Россией в 2014 году Североатлантический альянс приступил к активной милитаризации Балтики. Это делается под предлогом необходимости "сдерживания России" – та, по мнению НАТО, может как начать конвенционные военные действия, так и прибегнуть к модным сегодня "гибридным" методам войны в регионе. В свою очередь, Эстония, Латвия и Литва демонстрируют, что находятся в готовности защищать Европу от "агрессивного соседа" – но для успешного сдерживания им нужно больше подготовки и вооружений.

Прибалтийские государства охотно предоставляют территорию для бесконечных военных учений – с учетом степени развитости их промышленности и военных сил, это едва ли не единственный актив этих стран.

Увязывая географию с политикой, они постоянно напоминают о важности "северо-восточной границы НАТО" и своей преданности альянсу и США. Для Таллина, Риги и Вильнюса это стало своего рода способом громко заявить о себе, особенно заметным на фоне пошатнувшегося евроатлантического единства.

Чтобы усилить свою оборону, страны Балтии готовы на немалые траты, как в случае с покупкой Литвой боевых и учебных ракет для своей системы противовоздушной обороны у Министерства обороны Норвегии. При этом вряд ли им стоит рассчитывать на новейшие образцы техники – так, система ПВО RBS-70, которой пользуются литовские военные в ходе учений "Янтарная стрела", была поставлена на вооружение еще в 70-е года прошлого века. Безусловно, их линия поведения выгодна военно-промышленному комплексу стран альянса: за эти годы Таллин, Рига и Вильнюс фактически стали каналом для сбыта устаревших вооружений других государств. Впрочем, выбирать балтийским странам особенно не приходится – несмотря на разговоры об увеличении расходов на оборону, вряд ли они смогут позволить себе собственные НИОКР.

Дальше – больше

Укрепление восточного фланга альянса продолжается. Растет присутствие флота союзников на Балтике, приобретаются новые и новые средства ПВО, строится инфраструктура, увеличиваются военные бюджеты. И, согласно принятому на саммите в Уэльсе плану, альянс за эти годы значительно нарастил число и масштаб совместных учений в Восточной Европе.

После завершения маневров "Серебряная стрела" в Латвии пройдут тактические полевые учения "Яростный топор-2019" (Furious Ax-2019), в которых примут участие латвийские войска и подразделения дислоцированной в Эстонии боевой группы НАТО. В ноябре Эстония примет масштабные учения "Кибер Коалиция-2019" (Cyber Coalition-2019), посвященные обеспечению кибербезопасности. Список будет только расширяться, как и размеры учений: так, в следующем году планируется провести крупномасштабные маневры "Защитник-2020" (Defender-2020), когда будет отрабатываться оперативная передислокация одной из американских дивизий с баз США через Германию в Восточную Европу.

Вероятно, в будущем такие маневры будут проходить столь же часто, а, может быть, и еще более активно, что обусловлено необходимостью для альянса подчеркивать свое присутствие в регионе. В первую очередь, для внешнего зрителя. Как пояснил Baltnews эксперт в сфере международных отношений Павел Лузин, "учитывая характер отношений между Россией и НАТО, а также сравнительно высокую концентрацию российских сил в Калининградской области и в Западном военном округе в целом, в таких учениях нет ничего удивительного".

В любом случае, постоянная демонстрация присутствия заметно повышает риски для всех участников событий.

Когда на словах регулярно делается упор на необходимость диалога, на деле каждые очередные учения загоняют ситуацию еще глубже в тупик, делая "зеркальный ответ" универсальным и рискованным решением проблемы. В условиях, когда любая ошибка военных с той или другой стороны может привести к непредвиденным последствиям, властям Эстонии, Латвии и Литвы было бы неплохо задуматься, а стоит ли такое "сдерживание условного противника" всех рисков и издержек для их государств?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.