Вот как минимум два примера, свидетельствующих о том, что в стране осуществляются политические преследования.
В январе 2011 года за слова "Свои стреляли в своих" заведено уголовное дело в отношении известного антифашиста Альгирдаса Палецкиса. Началось расследование, затем и судебный процесс. В январе 2013 года окончательный вердикт принял Верховный суд. Согласно приговору, Палецкис признан виновным, ему назначено наказание – штраф в размере 3000 евро.
В конце сентября 2018 года за публикацию статьи о событиях 13 января 1991 года был осужден и известный блогер Симонас Загурскас, ему наложили штраф в размере 3 700 евро. Но перед этим, в апреле 2018 года, Загурскаса арестовали в аэропорту как какого-то опасного преступника: группа полицейских накинулась на него, надела наручники и увезла в тюрьму. Там его держали неделю, затем отняли паспорт и отпустили под подписку о невыезде.
Недавно Альгирдас Палецкис открытым письмом из тюрьмы обратился к гражданам Литвы. В тюрьме он находится с 30 октября 2018 года. В последнее время видна тенденция, что проводятся атаки в отношении тех активных граждан, которые открыто высказывались против репрессий в отношении Палецкиса: участвовали в акциях протеста, собирали подписи за его освобождение.
Так, 6 июня из квартиры на окраине Каунаса был выдворен правозащитник, член Соцфронта Хенрикас Йодишка. Якобы нашелся истинный владелец квартиры, который потерял ее 80 лет назад. Однако, выселив Йодишку, ему не дали другого жилья. Такие действия чиновников противоречат законам. Правозащитник сейчас оказался в трудном положении.
7 июня в Каунасе задержана активистка Соцфронта Агне Григайтите. Свидетели сказали, что видели, как ее ведут в автомобиль и после увозят. Как и в случае с Палецкисом, представители спецслужб пока скрывают информацию, аргументируя тем, что пока якобы рано делать выводы.
13 июня утром группа полицейских пыталась попасть в квартиру председателя Соцфронта Гедрюса Грабаускаса, долго звонили, кулаками стучали в дверь. Затем они ушли – ясно, что не имели ордера на обыск.
23 июля 2018 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело против прокуроров и судей, ведущих дело о событиях 13 января 1991 года, их подозревают в привлечении к уголовной ответственности заведомо невиновных людей.
Осенью 2018 года в Литве арестована группа людей, у некоторых из них проведены обыски. Заведены уголовные дела по ст. 119 УК Литвы (шпионаж) в отношении Альгирдаса Палецкиса, его знакомого бизнесмена Деймантаса Бертаускаса и других граждан.
Проведены обыски у члена правления Социалистического Народного фронта (СНФ) Павла Жевжикова, общественника Артураса Шидлаускаса и других. В январе-апреле 2019 года на допросы вызывались Жевжиков, председатель СНФ Гедрюс Грабаускас.
Что же инкриминирует Палецкису и его соратникам? В документах литовского гестапо написано: "Альгирдас Палецкис подозревается в тяжком преступлении: он, возможно, собирал информацию о прокурорах и судьях, которые участвовали в расследовании уголовного дела о событиях 13 января 1991 года. Также он, возможно, связан с подготовкой похищения людей". Вот такие сказки сочиняют гестаповцы.
В такой ситуации интересно выяснить, чего так боятся ландсбергисты? Наверное, они боятся правды, освещение того, что реально происходило той ночью. Ведь сейчас в Литве почти не говорится о том, что этой ночью был убит лейтенант спецгруппы "Альфа" Виктор Шатских, был тяжело ранен десантник капитан Евгений Гаврилов, еще два советских военных ранены ножами.
Но главное то, что с крыш жилых домов стреляли боевики, и много погибших людей расстреливали из старых карабинов или других орудий старого образца. Так кто же виноват? Может, Палецкис или Грабаускас, которые 11-12 января того года находились в Вильнюсе, или Жевжиков, которому во время этих событий было 10 лет?
Нюрнберг-2
24 апреля в редакции "Комсомольской правды" был организован круглый стол "Нюрнберг-2 не состоялся. Пора вспомнить Нюрнберг-1".
Журналистка Галина Сапожникова рассказала: "Нюрнберг-2 не получился. Мы собрались обсудить судилище в Вильнюсе, которое закончилось 27 марта. Судилище было грязное, и, по-моему, Нюрнберг-2 не получился.
Перейдем к Нюрнбергу-1. Что реально происходило во время Второй Мировой войны, мы обсуждаем открыто и честно. Что же касается событий 13 января 1991 года, то хочу подчеркнуть, что в Литве еще в 2010 году правду об этих событиях сказал Альгирдас Палецкис. За это его судили, наложили крупный штраф. Осенью 2018 года он был арестован, и сейчас уже полгода как находится в заключении".
Историк Александр Дюков подчеркнул: "Очень важно понять, почему сейчас продвигаются разные мифы, а конкретные исторические факты замалчивается? В Прибалтике во время Второй мировой войны процветал коллаборационизм. В Латвии вот прославился известный палач Виктор Арайс и другие подобные люди, в Литве – майор Антанас Импулявичюс. Батальон под руководством Импулявичюса убивал тысячи людей в Литве и в Белоруссии, но есть вопрос: часто ли в Литве говорят о злодеяниях этих палачей? Зато тема событий 13 января постоянно находится на первых страницах СМИ Литвы".
"Тайный узник"
В Литве так называемое дело Палецкиса становится гостайной. Информация блокируется, происходят очень странные события.
7 мая я дозвонился до Елены Мартинонене, начальника отдела коммуникации Генеральной прокуратуры Литвы. Я спросил ее: "Почему Альгирдас Палецкис все еще находится в тюрьме? Почему в Литве проходит преследование по политическим мотивам?".
Мартинонене ответила: "Есть мотивы, почему Палецкис держится под стражей, но я не могу их комментировать. Литва очень демократическая страна, здесь нет никаких политических преследований".
Да, ответ очень красивый, но факт остается фактом: в таком "раю демократии" Палецкис находится как "тайный узник". Ситуация похожа на ту, что описана в известной книге известного французского писателя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.