История одного вкладчика
В распоряжении автора статьи (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) оказалось такое послание банка Luminor Bank AS, зарегистрированного в Эстонии. В документе сказано, что в соответствии с законом Литвы о предотвращении отмывания денег и финансирования международного терроризма, банк решил: продолжение его отношений с клиентом NN влечет за собой повышенные риски. Поэтому принято решение прервать договор. Банк предлагает физическому лицу забрать со счета свои деньги переводом их в другой банк или обналичить.
Как говорится, закон есть закон. Проблема в том, что в данном конкретном случае электронное письмо адресовано безработной, которая получает от государства социальную помощь в размере 460 евро в месяц. Как горько шутит женщина, как раз ту сумму, в которой остро "нуждаются" международные террористы из ИГИЛ*, из организаций "Джабхат аль Нусра"* или "Боко Харам"*.
"Разве что меджлису татар Крыма может помочь перекачка ничтожной суммы из Вильнюса. В гривнах она выглядит внушительно: 29,49 гривны равны одному евро по курсу на 16 мая. 460 евро – это 13 565,4 гривны. Но, думаю, и татары бы оскорбились размерами финансовой инъекции, – рассказала по телефону уже бывшая клиентка работающего в Литве банка Luminor Bank AS.
– Когда я была трудоустроена в зарубежной фирме и получала очень приличную по литовским меркам зарплату, у банка ко мне не было никаких претензий. Стоило приобрести статус безработной, как претензии появились. Никаких объяснений со стороны финансового учреждения нет, хотя обвиняют своего клиента в отмывании денег и финансировании терроризма. Это очень серьезное обвинение и преступление. При этом факты отсутствуют, но есть ссылки на рекомендации "национальных и международных организаций". Хотелось бы знать точно, что за организации и в каких именно формулировках звучат их рекомендации".
Дальше – больше. Женщине не удалось открыть счет ни в скандинавском банке SEB bank, ни в банке Swedbank, который тоже принадлежит скандинавам. Этот факт вызвал немалое удивление у инспекторов республиканской службе занятости. Они руками развели – какое тут финансирование терроризма?
Конечно, реальные мотивы у банков для прекращения договоров с физическими лицами совершенно иные. Сотрудница, остановившая действие документов, обмолвилась – эхо финансового скандала, прокатившегося по Прибалтике, отразилось и на них. Тот же Luminor планирует не только убрать часть слабосильных клиентов, но и уволить около 200 работников ради создания видимости домашней работы над ошибками. И так в Литве почти всегда: в махинациях замешаны одни, а страдают совершенно непричастные к финансовым аферам. Президенты банков, члены правлений, топ-менеджеры на отмывании "грязных" денег заработали миллионы, а удар пришелся по рядовым вкладчикам.
Волна банковских скандалов
Поворошим историю вопроса. Скандал начался в марте с обвинений в адрес латышского отделения банка Swedbank. СМИ сообщили, что Swedbank мог быть вовлечен в отмывание денег Danske Bank в Эстонии, которое длилось десятилетие.
Шведское телевидение SVT заявило, что денежные потоки между Swedbank и филиалом Danske Bank в Эстонии в 2007–2015 годы могли превысить 3,8 млрд евро. И это могло быть отмыванием денег – они перераспределялись между полусотней счетов счетами реально не действовавших компаний.
После подтвержденного факта "отмывки денег" в эстонском филиале Danske Bank и Swedbank под подозрения попал шведский банк Nardea. По данным агентства Bloomberg, на счета в Nordea в Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии приходили платежи от оболочечных компаний, возможно, созданных для отмывания доходов и уклонения от налогов. Эти компании имели счета в эстонской "дочке" Danske Bank и литовском Ūkio Bankas.
Параллельно в Риге сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями Латвии была задержана группировка из шести человек, которая длительное время занималась легализацией средств, полученных незаконным путем. В ходе оперативных действий были произведены 18 обысков по домашним и рабочим адресам подозреваемых, также было изъято 11 машин, включая автомобили класса "люкс" и наличные деньги.
Экспертный комитет Moneyval дал критическую оценку этой прибалтийской стране, которая недостаточно борется с отмыванием денег. В связи с этим Латвия была признана государством высокого риска международной сетью обмена банковской информацией SWIFT.
Хотя Латвия и Эстония на слушаниях в Европарламенте 26 марта (в отличие от Бельгии, Ирландии, Люксембурга, Голландии, Мальты, Кипра и Венгрии) не были названы в числе стран ЕС, не уделяющих достаточно внимания проблемам отмывания "грязных" денег, банки Danske Bank, Swedbank AB и Nordea Bank Abp стали фигурантами общеевропейского скандала.
А что в Литве?
Руководство литовских отделений Swedbank и Luminor (образованный от слияния Nordea Bank Abp и DNB bank – прим. автора) постаралось отмежеваться от соседей из Риги и Таллина. Мол, "Литва непривлекательна для такого "грязного" капитала, поэтому, естественно, он обходит страну, которая скептически настроена к нему".
Однако с трудом верится в то, что правому полузащитнику футбольной команды неизвестно, чем занят на поле левый полузащитник. Тем более, что сам глава Литовского Центробанка Витас Василяускас уже в начале марта заявил следующее: "наивно надеяться, что в эти операции не были вовлечены и литовские банки". Он рассказал о готовности ЦБ Литвы сотрудничать с ведомствами надзора зарубежных государств в расследовании возможных случаев отмывания денег. Однако никакого отдельного расследования по отмыванию денег через банки страны в ЦБ Литвы на тот момент времени не планировалось.
Спустя две недели тот же Василяускас опроверг слухи о возможном уходе скандинавских банков из Литвы. На брифинге для прессы он заявил: "нет признаков того, что возникшие в последнее время скандалы с возможным отмыванием денег могли бы обусловить уход шведских банков из балтийских стран. По крайней мере, мы никаких противопоказаний не видим. Но если отвечать на вопрос о том, спокойно ли [нам], то, конечно, неспокойно. Ведь концентрация банков действительно значительная, и любое движение оказало бы влияние на экономику". По его словам, банкам не стоит уходить, но за предотвращение отмывания денег, в первую очередь, ответственны они сами.
Можно не сомневаться – Василяускас и стоящие над ним игроки сделали все, чтобы сохранить скандинавские банки в Литве любой ценой. Иначе страна впала бы в глубокий кризис.
Дамоклов меч, правда, завис лично над председателем ЦБ. Ему пришлось долго объясняться, но усилия не прошли даром. 14 мая парламент Литвы отклонил резолюцию о доверии к Витасу Василяускасу. Премьер-министр Саулюс Сквернялис в отдельном заявлении подчеркнул, что не доверяет главе ЦБ, однако сам Василяускас сказал в ответ, что не видит повода для отставки, да еще обвинил правительство в попытках сделать ЦБ зависимым: "Мы неудобны, потому что у нас есть свое мнение. Когда мы видим, что можно сделать лучше, говорим об этом – тогда и появляется недовольство и разногласия".
То есть банковские скандалы формируют образ Литвы, которая долгие годы покрывала международные криминальные финансовые схемы. Дельце пахнет дурно, спасать репутацию необходимо. Так началась безосновательная война против физических вкладчиков "с долей повышенного риска". Под удар попали преимущественно безработные, от которых банкам мало пользы. Бывшие вкладчики в ответ создают общественное движение "Обманутых клиентов", с которыми Luminor и другие скандинавские банки прекращает сотрудничать.
Цель обманутых – полномасштабная дискредитация банков, для которых сверхприбыли любой ценой важнее интересов рядовых клиентов. Как говорится, на войне – как на войне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
* Организации запрещены в РФ