По данным британского статистического ведомства, неопределенность, возникшая из-за Brexit, давит на отечественную экономику: поток иностранных рабочих и студентов из европейских стран имеет тенденцию сокращаться.
Более всего это заметно, глядя на значительное уменьшение соискателей работы, приезжающих из Польши и Литвы, хотя еще пару лет Британия считалась "трудовой Меккой" для поляков и прибалтов. Для литовцев тем не менее "Туманный Альбион" по-прежнему остается самой популярной страной для переезда, поскольку из-за того, что они тем или иным образом связаны с эмигрантами, им легче переехать в Англию. Актуальные данные о том, сколько литовцев проживают в Британии, сильно разнятся. Британский Литовский клуб говорит о 170-200 тыс. выходцев из Литвы, в то же время в других источниках можно найти информацию о 300 тыс. переселенцев.
На данный момент британские статистики утверждают, что число литовцев, приезжающих на работу в Британию в 2018 году, сократилось в разы. Однако полтора года назад эти же самые статистические ведомства, равно как и литовцы, проживающие в Соединенном Королевстве, указывали на то, что эмиграция на Британские острова, наоборот, увеличилась. Связано это с тем, что люди, опасаясь, что после 2019 года Лондон "перекроет кислород" свободному движению мигрантов-младоевропейцев, начали бояться, что Brexit лишит их работы и социальных льгот.
Это побудило литовцев массово задекларировать свой отъезд, что еще больше ударило по демографии Литвы. Помимо этого, опросы упомянутого Литовского клуба от 2017 года свидетельствуют о том, что лишь 7% литовцев в Британии серьезно раздумывают о возвращении на родину. Таким образом, выводы британских ученых противоречат информации литовских исследователей.
Сухие цифры
Итак, исходя из отчетов британских правительственных структур, в 2018 году число эмигрантов из Британии в Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Словакию, Словению и Венгрию впервые в истории превысило количество иммигрирующих в Королевство из обозначенных стран. Суть в том, что для того, чтобы работать в Британии, каждый приезжий обязан получить национальную страховку – National Insurance number. За последние три года число желающих поляков получить упомянутое разрешение на работу сократилось более чем вдвое, на 58%, а литовцев – на 40%. При этом средний показатель по ЕС ниже и составляет 33%.
Из-за падения фунта стерлингов общее число иностранцев, желающих работать в Британии, уменьшилось на 24%. Спад замечен фактически во всех странах. Число трудовых мигрантов увеличилось только из Индии и Пакистана – бывших колоний Британской империи, а число соискателей работы из соседней с Британией Ирландии сократилось на 42%.
Литовский экономист Жигимантас Маурицас, старший экономист банка Luminor, утверждает, что причины реэмиграции литовцев напрямую связаны с выходом Британии из ЕС. По его словам, ситуация сейчас такова, что всех выходцев из стран-членов европейского сообщества Соединенное Королевство больше не привлекает. Это, безусловно, отразится на экономике страны.
"Если сценарий жесткого Brexit подтвердится, Британия столкнется с серьезной нехваткой рабочей силы, что значительно уменьшит потенциал экономического роста этой страны, но, вероятно, из-за недостатка рабочих увеличит зарплату в местной валюте, поэтому для части местных работников это может пойти на пользу, особенно в тех отраслях, где сейчас доминируют мигранты. Мигрантов из стран ЕС это, к сожалению, не привлечет из-за ослабевшего курса фунта стерлингов", – пишет Маурицас на своей страничке Facebook, подчеркивая, что спад желающих работать в Британии из ЕС начался сразу после Brexit. До 2016 года эксперты фиксировали рост.
Спад эмиграции и рост смертности
Другой литовский экономист Нериюс Мачюлис, старший экономист Swebank, объявил, что в Литве после продолжительного спада и большого оттока населения наметились позитивные тенденции. Так, по его словам, в 2018 году эмиграция сократилась на треть, а число иммигрантов увеличилось более чем на 30%. Из-за миграции Литва по итогам года потеряла 3 300 жителей – это самая малая потеря за последние 18 лет, утверждает экономист. Он прогнозирует, что в этом году впервые в новейшей литовской истории число приехавших будет больше, чем уехавших. Свое обращение он опубликовал в социальных сетях.
"Большая часть иммигрантов – возвращающиеся литовцы… В этом году в первый раз количество приезжающих в Литву будет больше, чем уезжающих", – констатировал Мачюлис.
По новейшим данным Департамента статистики при Минфине, в прошлом году Литву покинули более 32,3 тыс. жителей – почти 29 тыс. из них составили литовские граждане. Самым популярным направлением остаются Британия, Германия и Норвегия, куда уехали 12 тыс. (37%), 3,2 тыс. (10%) и 3 тыс. (9%) человек соответственно. Еще 2 тыс. (6% всех уехавших) переехали в Ирландию. Сравнив эти цифры с показателями 2017 года, мы увидим такую картину – число эмигрировавших в Британию сократилось почти в два раза, в Германию – на 23%, в Норвегию – 1,7 раз.
Однако на сокращение населения влияет не только эмиграция, но и рост смертности, о чем экономисты скандинавских банков умалчивают. Сегодня население Литвы уже составляет менее 2,8 млн человек. По официальным данным, в начале этого года проживало 2 млн 794 тыс. человек. В целом же Литва в прошлом году лишилась 14,9 тыс. жителей, наибольшее влияние на этот процесс оказал отрицательный естественный прирост населения. В 2018 году в стране родилось 28,2 тыс. младенцев, что почти на полторы тысячи меньше, чем в 2017 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.