Губительный отказ: как российский уголь хоронит власть "Права и Справедливости"

© AFP 2022/ MICHAL CIZEK

Польша раньше других европейских государств отказалась от поставок российского угля, несмотря на высокую долю ресурса в энергобалансе страны. Теперь в государстве наблюдается жесточайший дефицит. И проблему не получается разрешить.

В рамках новых пакетов санкций против России, которые начали вводить после начала спецоперации на Украине, западные страны стремятся отказаться от углеводородов из РФ. Евросоюз назначил даты эмбарго на российский уголь, нефть, а также частичного отказа от газа.

Но при этом в Брюсселе хоть немного позаботились и о себе, дав возможность закупить энергоресурсы впрок. Санкции, которые фактически запрещают покупать уголь из РФ, были согласованы еще весной, однако должны вступить в силу только в августе 2022 года. Это позволяет странам ЕС сегодня активно закупать углеводороды на зиму, чтобы сделать переход на поставки из других стран менее болезненным. Получается, конечно, "со скрипом", но они хотя бы стараются.

Польша на фоне такой политики государств Старого света выделилась особым образом. Она полностью отказалась от российского угля еще в апреле. Наверное, титул самого крупного производителя угля в Евросоюзе заставил правительство этой страны думать, что энергетика может продержаться и на собственной добыче. Вот только власти, кажется, забыли, что на долю угля в энергобалансе Польши приходится около 80%.

В итоге даже премьер-министр Матеуш Моравецкий признал, что страна в ближайшее время столкнется с проблемой дефицита угля. Его нехватка уже не на пороге. Она есть, и теперь в Евросоюзе внимательно наблюдают за тем, как Варшава справляется с этой проблемой.

Альтернативные поставки так и не пришли

Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий озвучил то, о чем давно писали в СМИ – в стране назрел дефицит угля, с которым правительство, похоже, не в состоянии справиться.

Ранее в Польше были введены субсидии, которые должны были удержать цены для мелких покупателей на прошлогоднем уровне, то есть не выше 996 злотых (около $210) за тонну. Однако ретейлеры почему-то не захотели участвовать в такой системе, заявив, что платежи от правительства не компенсируют роста цен.

Это вынужден был признать даже Моравецкий, который посетил Щецинский район на северо-западе страны и отметил, что на угольных складах нет стремления к сотрудничеству. Только один из трех складов продолжает работать, а топливо продается по цене по цене 2,9 тыс. злотых (около $620) за тонну.

Как сообщает Reuters, правительство Польши разрабатывает новые виды субсидий для потребителей. По сути, домохозяйствам, работающим на угле, хотят выплачивать единоразовые пособия. Также Моравецкий приказал двум государственным компаниям к концу октября импортировать 4,5 млн тонн угля для снабжения домашних хозяйств. Как будут исполнять этот приказ, непонятно.

Цены на уголь продолжают бить все новые рекорды. В конце второго квартала 2022 года стоимость энергетического угля в Европе выросла до $373 за тонну. При этом еще в сентябре 2021 года цена на такой энергоресурс составляла $137 за тонну, и это считалось много. В самой Польше сегодня большинство поставщиков угля просят уже более 3 тысяч злотых (около $682).

Кроме высокой стоимости, назрела и физическая нехватка угля. Поставки миллионов тонн из Колумбии, США, Австралии, ЮАР и Индонезии, о которых говорили в Польше весной, почему-то так и не пришли. Власти какое-то время пытались воодушевить население незначительными сделками.

Например, в начале июня министр климата и окружающей среды республики Анна Москва очень гордо объявила, что польская горнодобывающая группа PGE ожидает 8 судов с более чем 700 тыс. тонн угля. Но при потреблении страны в более чем 100 млн тонн в год, такие поставки кажутся смешными.

Никто почему-то не спешит продавать восточноевропейской стране сырье по сниженным ценам. Например, стоимость эталонного австралийского энергетического угля Newcastle в Азии в июле 2022-го достигла квартального рекорда – $377 за тонну.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко напомнил, что Польша зависит от угля исторически. В этой стране культивировали развитие угольной промышленности десятилетиями. Огромный пласт населения (около 500 тысяч человек) работает в этой сфере.

Польша не может просто так перейти, например, на атомную энергию, поскольку никто не знает, что делать с трудовыми ресурсами из сферы угледобычи. Можно, конечно, поступить как в Великобритании – просто закрыть шахты, сделав этих людей безработными. Но вряд ли поляки пойдут на это.

"Большинство тепло- и электростанций в восточноевропейской стране приспособлены для работы с углем. Польское руководство сгоряча решило, что не будет импортировать это ископаемое из России. Но когда эмоции остыли, пришло понимание, что через несколько месяцев начнется отопительный сезон. Получение угля из других источников носило больше пропагандистский и символический характер, но не решало проблемы. Очень скоро власти Польши столкнутся с вопросом о том, как возобновить диалог с Россией в отношении поставок энергоресурсов. Это неизбежно, ведь других существенных источников у них нет", – рассказал Оленченко Baltnews.

"Сегодня перед руководством Польши стоит дилемма – либо использовать то, что есть и сделать население слабо обеспеченным в холодное время года, либо признать свои ошибки и непродуманность собственных действий, после чего возобновить диалог с РФ. Конечно, можно игнорировать потребности населения, как это делают в Германии, притворяясь, что холод в домах – это полезно. Но поляки более эмоциональные. И руководству страны нужно быть готовым к тому, что если они будут придерживаться нынешней риторики, то могут столкнуться с протестами", – добавил он.

Импорта нет – значит, добычу тоже сократим!

В 2021 году Польша импортировала более 8 млн тонн российского угля. Однако, согласно данным издания Myśl Polska, в 2022 году дефицит уже составляет 11 млн тонн. К такому положению привел не только отказ от поставок из РФ, но и сокращение собственного производства. Парадокс заключается в том, что Варшава не может даже попытаться решить проблему дефицита за счет увеличения добычи угля на собственной территории.

Брюссель вынудил Польшу пойти на постепенную ликвидацию угольной добычи, шантажируя выделением дотаций для страны. В итоге ежегодно добыча угля в восточноевропейской стране сокращается. За первые пять месяцев 2022 года она составила 23,5 млн тонн, что на 10% меньше, чем в 2019 году – 26,1 млн тонн. При этом еще десять лет назад показатель за аналогичный период был больше почти на 40% – 32,5 млн тонн.

Нарастить добычу угля не получится при всем желании, даже если Варшава вдруг решит пойти против воли Брюсселя. Инвестиции в польскую горнодобывающую промышленность прекратились больше года назад. Теперь деньги идут на ликвидацию шахт и выплаты в связи с потерями горнодобывающих компаний.

Выходит, Польша в тупике. Нарастить собственную добычу невозможно, импортировать тоже почти нереально – у многих стран объемы уже законтрактованы, а цены "кусаются". В таких условиях страна начнет отопительный сезон, если его вообще можно будет так назвать, полностью неподготовленной.

"Сейчас польскому руководству нужно будет решать не политические, а экономические проблемы. История с несостоявшимися закупками миллионов тонн угля, которые должны были сформировать стратегический запас, может похоронить всю власть правительства "Права и Справедливости". Сейчас Польше необходимо найти уголь, но, судя по действия правительства Моравецкого, есть две проблемы. Первая – власти не могут определиться с решениями. Сначала шел разговор о дотациях угольным компаниям, сейчас продвигается идея о единовременном пособии в размере 3 тыс. злотых домохозяйствам, работающим на угле. Никто не даст гарантии, что в дальнейшем не будет принято третье, четвертое и пятое подобное решение", – рассказал Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский.

"Вторая проблема – аппаратный кризис. В правительстве пытаются переложить друг на друга ответственность за срыв закупок угля. Этот кризис будет влиять на принятие решений и управление кризисом. Если это не будет разрешено, то тогда наступит уже политический кризис с началом отопительного сезона или даже раньше. Некоторые польские эксперты прогнозируют, что уже в конце августа или начале сентября Польша может столкнуться с массовыми протестами. И этот кризис ПИС может уже не пережить", – добавил он.

Он отметил, что пойти на диалог с Россией правительство "Права и Справедливости" не сможет до выборов или до какого-то промежуточного урегулирования украинского кризиса. Слишком много было вложено в эту кампанию.

Единственный вариант для них – это в срочном порядке искать уголь и покупать его по любой цене. Это обойдется очень дорого бюджету страны, чем воспользуются политические оппоненты ПИС.

Как-то помогать Польше в этой сложной ситуации Евросоюз не торопится. Делиться углем страны ЕС не будут, и даже ограничения на добычу Брюссель не снимает (штраф в размере 500 тыс. в день за деятельность на шахте Туров до сих пор актуален).

Создается ощущение, что Европа просто наблюдает за развитием этого кризиса, а Польша выступает в роли подопытного кролика. Вскоре другим государствам придется пройти почти такой же путь, когда угольное эмбарго вступит в силу. Но у них есть возможность учесть все ошибки, которые сделают польские власти, и выйти из кризиса с наименьшими потерями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.