Едва в Брянской, Воронежской, Ростовской областях и в Крыму появились новые части, прибывшие для участия в военных учениях "Запад – 2021", литовские военные аналитики встрепенулись после панических заявлений украинского генерал-полковника Руслана Хомчана о возможном начале большой российско-украинской войны.
"Что же станется с Литвой?" – было главным вопросом, на который "диванные стратеги" хором отвечали: дадим агрессору по зубам, если тот нападет.
У страха глаза велики, но мозг есть
Вероятность военного конфликта невысока, даже если украинская разведка и доложила: РФ в апреле готовит масштабные провокации и планирует ввести на территорию Донбасса подразделения своих вооруженных сил под лозунгом "защиты российских граждан, живущих в непризнанных террористических республиках ДНР и ЛНР".
Киевская разведка много чего докладывала, но мало что смогла предположить с точностью в 100%, поэтому у прибалтов особой веры в нее нет.
Другое дело парни за Атлантикой. Они верят всему. Не случайно в ответ европейское командование вооруженных сил США на всякий случай привело войска в состояние повышенной готовности.
Заокеанский министр обороны Ллойд Остин заверил: в случае эскалации российской агрессии, Штаты не оставят Украину.
Хозяин Белого дома тоже заявил о поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины перед агрессией России в Донбассе и в Крыму.
Однако в среде литовских военных мундиров верх взял вариант, что Москва и Киев смогут договориться, поскольку "обострения ситуации вдоль границ и линий разграничения возникают периодически".
Командующий литовской армией генерал-лейтенант Вальдемарас Рупшис занял конструктивную позицию: возможный конфликт повредит региональной безопасности, но прямой опасности литовскому государству географически не несет.
Военное руководство старшему по званию и должности перечить не стало.
Что касается политиков, они отметились дежурными словами. Например, глава МИД Габриэлюс Ландсбергис в очередной раз что-то осудил, министр обороны Арвидас Анушаускас призвал не допускать мыслей о Крыме, как о неукраинской территории, президент Гитанас Науседа напомнил о необходимости складного сотрудничества с союзниками по НАТО.
Чуть позже, во время визита в Ригу, Анушаускас на встрече со своим латвийским коллегой Артисом Пабриксом предложил "совместно продолжать следить за ситуацией" и на пресс-конференции признал – "Россия не готовится к всеобъемлющей военной интервенции на Украине".
Завертелось военное дело
Возвратившись в Вильнюс, военный министр поставил перед подчиненными задачу: на всякий пожарный к 2024 году довести активный резерв своих армии и флота до 34 000 человек с обязательным пребыванием в числе резервистов сроком на десять лет.
Ответственные за боевою подготовку и воспитательную работу офицеры постарались приблизить рутинный учебный процесс к реалиям дня.
Среди прочего пришлось ко двору "учебное пособие", подготовленное украинским биологом Евгением Диким, увидевшее свет в типографии Литовской военной академии. Название у "костыля" громкое – "Гибридная война России" с подзаголовком "Опыт Украины для стран Балтии".
Эта брошюрка попала ко мне (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) в руки. В ней автор забыл написать о таких позорных провалах украинских вояк, как разгром под Дебальцево или под Иловайском.
Стратегические поражения в Донбассе забыты, вместо них – советы, в том числе литовским военным, как нужно громить агрессоров.
В послесловии автор написал следующее:
"Чтобы "Русская весна в Балтии" навсегда осталась нереализованной мечтой Кремля, нужно, чтобы потенциальная угроза вторжения серьезно воспринималась. Чем раньше будет подготовлено сопротивление вторжению, тем выше вероятность того, что враг не рискнет перейти от теории к практике агрессии".
Министр Анушаускас, рассуждая об увеличении военного резерва, будто пособие цитировал.
К сожалению, он слишком увлекся организационно-мобилизационной стороной вопроса и не смог объяснить, чем в состоянии вооружить "партизан", чем их планирует кормить, во что обувать и одевать.
Возможно, к пока еще далекому 2024 году эти вопросы удастся отладить. Но что делать, если, как пишет украинский биолог Дикий, "коварный агрессор ударит внезапно"?
Он, к слову, забыл рассказать, что лучший способ сохранить жизнь в окопах – это перебежать на другую сторону фронта. Это массово делают украинские военные, утратившие веру в способности и возможности своих командиров.
Этот совет действительно оказался бы дельным. Возможно, лучшим во всей брошюре, которую в армии Литвы пытаются использовать в качестве учебного пособия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.