За "советскую оккупацию" Россия расплатится от мертвого осла ушами

© Sputnik/ Мариус Баранаускас

Стоит дополнить уже сформировавшийся пропагандистский багаж идеологических небылиц и штампов реальными фактами из истории, связанной с попытками Вильнюса взыскать компенсации с Российской Федерации.

Публикация от 20 февраля "Нам много не надо, возьмем миллиардами": Литва опять заговорила о "компенсациях" наделала немало шума. Журналисты ведущих сетевых изданий, в частности пропагандистского портала Delfi, вновь обвинили автора в подтасовке фактов. Этого следовало ожидать, поскольку тема "халявных" денег периодически всплывает начиная с 1992 года, а сумма претензий за 18 с небольшим лет выросла с без малого 30 до 800 миллиардов долларов.

Платон мне друг, но…

Как говорится, "Платон мне друг, но истина дороже". Я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) никогда бы не опустился до корпоративных "разборок", не выступи основными критиками истории о "компенсациях" молодые девушки, которых в 1992 году на свете не было. Давно подмечено: чем меньше лет от роду литовским разоблачителям советского прошлого, тем больше ужасов они знают о СССР, коммунистах, Ленине, Сталине, КГБ и "кровавых оккупациях".

Пусть невесть как приобретенные знания остаются при юных талантах, если они "тащатся" от малограмотности и примитивной провинциальной аналитики. Но в компании с общественником Сергеем Резником попробуем дополнить уже сформировавшийся пропагандистский багаж идеологических небылиц и штампов реальными фактами из истории, связанной с попытками Вильнюса взыскать компенсации с Российской Федерации.

– Сергей Трофимович, как далеко нужно нырнуть в прошлое, чтобы размотать клубок вымыслов и домыслов?

– В 1992 году состоялся общенациональный референдум, на котором граждане высказались за взыскание с Российской Федерации, как правопреемницы Советского Союза, компенсаций ущерба, понесенного жителями. Сейм Литвы раскачивался восемь лет, пока 13 июня 2000 года не разродился законом "О возмещении ущерба, причиненного в результате оккупации СССР". Этот документ действует по сей день.

Однако нужно отметить, что далеко не каждое новое правительство включало требование о возмещении ущерба в повестку дня. А если быть совершенно точным, никакой кабинет министров вопрос не рассматривал системно.

© BALTNEWS.lt / Маргарита Кох
Сергей Резник

– В 2007 году на этой почве в парламенте разгорелся большой скандал.

– Которому предшествовала попытка Риги наложить лапу на Пыталовский район Псковской области, как "исторические земли Латвии". Не будем глубоко погружаться в века минувшие, но помнить стоит, что Латвию Петр I купил у шведов с потрохами. Петровский наследник Владимир Путин в XXI веке поставил жирную точку – мертвого осла уши вам, а не возврат территорий и компенсации.

Вильнюс солидарно с Ригой возмутился позицией Москвы и возвратился к теме денег. Литовская молодежь не знает, но в сентябре 2007 года по Сейму Литвы прокатилось цунами. Тогдашний министр иностранных дел консерватор Пятрас Вайтекунас по вопросу о компенсациях заявил, цитирую:

"Россия стала правопреемником СССР, но это не значит, что она виновата в преступлениях советской эпохи. Она не унаследовала вины".

– Вайтекунас с трибуны парламента швырнул бомбу в зал заседаний?

– Вроде того. Его выступление получилось миролюбивым, всякая враждебность по отношению к России отсутствовала. Глава МИД попытался объяснить депутатам, что РФ не должна отвечать за ошибки предшественников. Естественно, такие взгляды повергли в шок политиков правых взглядов и политологов, их обслуживающих.

Правые, кстати, приложили немало усилий, чтобы отчет кабинета министров состоялся. Но позиция правительства просто взбесила инициаторов. На моей памяти аналогичная ситуация повторилась в случае с российским оппозиционером Михаилом Ходорковским. От него участники антироссийской "Снежной встречи" ждали обличения политики Кремля, а беглый Миша вдруг заявил, что "Крым стал российским в соответствии с законами Российской Федерации". Конфуз литовских политэлит был абсолютным в обоих случаях.

– Давайте подробнее вспомним реакцию консерваторов и других политиков правого крыла на выступление Вайтекунаса.

– Антанас Стасишкис, в 2007 году председатель парламентской комиссии по правам и делам участников сопротивления оккупационным режимам и лиц, пострадавших от "оккупации", обвинил правительство социал-демократа Гедиминаса Киркиласа в отказе от выполнения воли и требований народа о возмещении ущерба людям и государству.

Напомню, что этот вопрос поднимали в 2001 году в Ниде и в Москве в ходе заседаний литовско-российской межправительственной комиссии. Сам Вайтекунас в 2006 года на переговорах с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым говорил на эту же тему. Российская сторона заявила в ответ: для нее дело закончено, и она не собирается рассматривать его снова.

В итоге руководитель МИД Литвы вынужден был признать, цитирую: "Дипломаты заинтересованы в возмещении ущерба. Однако нет возможности заставить Россию делать то, чего она не хочет делать. Нет таких институтов, нет судов, которые могли бы в одностороннем порядке притянуть другую страну к ответственности".

Гедиминас Киркилас

– Глава МИД предложил свой план выхода из тупика?

– План получился умным, хотя членам правых партий пришелся не по нутру. Они вообще чрезмерно недипломатичны и воинственны, как в народе говорят – не видят берегов.

Вайтекунас же утверждал, цитирую:

"Литва может достичь своей цели, не унижая достоинства России, не говоря на языке ультиматумов. Наш МИД не будет предъявлять никаких ультиматумов, не будет больше ничего требовать".

Это предложение встретили в 2007 году в штыки. Прошло почти 14 лет, а впечатление такое, будто консерваторам во главе с Витаутасом Ландсбергисом не компенсации с извинениями русских нужны, а именно возможность безнаказанно унижать соседей. Изображать их бессовестными и трусливо уклоняющимися от ответственности. Совсем не случайно консерваторы вопят на всех углах, что разные правительства не защищали интересов граждан. И только они, партия "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ), денно и нощно радеют за благо литовского народа. В том числе – в вопросе возмещения ущерба.

– Сегодня у СО-ХДЛ появилась реальная возможность засучить рукава.

– Думается, как раз сегодня правительство консерваторов постарается уморить тренд. Славы на его эксплуатации не заработаешь, а проблем можно огрести с избытком. Общая картина в кабмине мне очень напоминает муравейник. Пока его не трогаешь, муравьишки не кусают.

– Вы аллегорией что хотите сказать?

– Хочу напомнить, как в конце ноября 2016 года президент Владимир Путин беседовал с юными эрудитами-географами Мирославом и Тимофеем, мальчиками девяти и пяти лет. "Где заканчивается граница России?" – поинтересовался у знатоков лидер РФ. И сам с улыбкой под аплодисменты зрителей ответил за растерявшихся детей: "Граница России нигде не заканчивается!".

Мир уже давно понял: если россияне дают слово, они его держат.

– Давайте переключимся на стабильный рост компенсаций. Общая сумма уже достигла 800 миллиардов долларов.

– Причем только за якобы убийства жителей Литвы, геноцид, репрессии и преследования "лесных братьев", ущерб, связанный с национализацией имущества населения, насильственной коллективизацией, экспроприацией ценных бумаг юридических лиц, вынужденной эмиграцией 1944 года, ущерб общественным организациям.

Хорошо, что Россия не должна платить и за бегство президента Антанаса Сметоны летом 1940 года, и перевалку его багажа через границу с Восточной Пруссией.

Если серьезно, 800 млрд – цифра не окончательная. Еще существуют требования граждан Литвы о возмещении ущерба в индивидуальном порядке. Например, дети ссыльной пробуют отсудить у России 500 000 евро. Дети и внуки другой пострадавшей от советской власти надеются получить 200 000 евро для бабули и по 100 000 евро для каждого из членов ее семьи. Итого – 600 000 евро. Открытым остается вопрос возвращения частным лицам вкладов из бывшего "Внешэкономбанка", а государству – зданий посольств в Риме, Париже и других столицах.

Наконец, в Вильнюсе утверждают, что до 1957 года, по меньшей мере, Литва являлась в СССР республикой-донором, получая в 25 раз меньше, чем передавала в союзный бюджет. Откуда она при разрушенной под ноль экономики брала миллиарды рублей – это тайна, покрытая мраком.

То есть, если поскрести по сусекам, вполне наберется исков на один-два триллиона долларов. Однако, думаю, если Россия обещала мертвого осла уши, ими и рассчитается.