Июль 2020 года одарил литовских политологов очередным неприятным для них открытием. Оказывается, значительная часть жителей Литвы весьма положительно оценивают президента РФ Владимира Путина, его политику и Россию в целом.
Мажвидас Ястрамскис, ученый из Каунаса, удивлен тем фактом, что, согласно данным свежего социологического исследования, проведенного весной 2020 года, почти 30% (если совсем точно – более 29% жителей Литвы, 837 тысяч человек) с удовлетворением и уважением смотрят в сторону России, поддерживают происходящие там процессы и считают президента РФ "самым влиятельным человеком в мире". Симпатии литовского населения почти идеально укладываются в среднеевропейскую медиану, равную 31%. Но в Литве еще 23% жителей "доверяют Владимиру Путину и считают, что он на международной арене ведет себя совершенно правильно".
Итого – половина всего населения страны, 1,145 миллиона человек, – симпатизанты российского президента и России. Это очень много для государства, оборвавшего практически все связи с Россией.
Чтобы сгладить эффект разорвавшейся статистической бомбы, Ястрамскис называет обладателями таких взглядов носителями "обманных нарративов, которые очень выгодны кремлевским пропагандистам". Естественно, государственной власти на всех ее этажах нужно оперативно предпринимать контрпропагандистские шаги, только какие именно?
Иллюзии литовской политики
Политологи, в том числе работающие в Институте международных отношений и политических наук Вильнюсского университета и в Национальном центре изучения стран Восточной Европы, не способные изобрести ничего нового, идут проторенными тропинками. Ученые головы решили, что неприемлемые для населения Литвы пророссийские взгляды и ценности базируются на трех китах: национальность, ностальгия по СССР и пропаганда российских источников информации, в первую очередь – телевидения.
Кому как, а для автора этого материала выводы местечковых аналитиков созвучны культовому заявлению бывшего президента Украины Петра Порошенко, которое звучит так: "Армия! Мова! Вира!". Но "три кита" в нашем случае абсолютно бездоказательны. Правда, ежегодные доклады Департамента госбезопасности (ДГБ) утверждают, что Москве подыгрывают "лидеры русскоязычных, которые называют себя соотечественниками, а Владимир Путин использует местное население в своих целях".
Но русских по национальности в Литве осталось чуть более 100 тысяч человек. Они не оказывают на жизнь государства абсолютно никакого влияния. Тех, кто хорошо помнит времена Советского Союза, – менее 1 миллиона. И откуда взяться информационным диверсиям, если на государственном уровне в стране запрещены ретрансляции российских телеканалов, радио из России не слышно уже 20 лет, а газеты всегда второй свежести – недельной, а то и месячной давности?
Статистика 2018 года, к слову, свидетельствует, что 14% граждан Литвы убеждены в справедливом возвращении Крыма в состав РФ в соответствии с действующим российским законодательством. Еще 36% респондентов воспринимают внешнюю политику Литвы в отношении Кремля как "излишне жесткую". На этом фоне власти остается лишь тешить себя иллюзиями, что "в сравнительно недалекой перспективе президент РФ будет выглядеть все бледнее и бледнее на фоне других мировых лидеров".
На основании чего политики и политологи делают такой прогноз, совершенно непонятно. Так же непонятно, руководителей каких государств мира в Литве ставят впереди Путина. Оценивая положение Вильнюса в современной мировой архитектуре объективно, следует признать: благословенная земля Девы Марии – всего лишь стремящаяся к нулю точка на политической карте мира. А ноль, как известно из курса начальной школы – ничто, пустое место.
В поиске национального смысла
За минувшие 11 лет руководители Литвы перессорились не только со всеми соседями, но и с такими авторитетами в мировой политике, как Франция, Германия, Италия. Президенту США Дональду Трампу в Вильнюсе тоже не рукоплещут и очень надеются на смену хозяина Белого дома на ноябрьских президентских выборах в Америке. Даже с Варшавой отношения только внешне выглядят дружественными, и застарелые польско-литовские язвы могут вскрыться в любой день и по любому историческому поводу.
Раз уж мы коснулись польского вопроса, то уместно вспомнить итоги соцопроса 2016 года о возможном поведении национальных меньшинств в условиях гипотетического нападения России на Литву. Политологи тогда заявляли, что сама постановка вопроса была провокацией, направленной на поиск "предателей" по этническому признаку. Однако результаты опроса тоже оказались в какой-то мере неожиданными.
Компания Baltijos tyrimai/Gallup опросила пятьсот поляков, русских и представителей других национальностей в возрасте 18–74 лет. Опрос провели в Вильнюсе, Вильнюсском районе, Висагинасе, Шальчининкай и Клайпеде, то есть в общинах, где живет больше всего – около 90% – нелитовцев.
Русских, по словам заместителя директора Baltijos tyrimai Ромаса Мачюнаса, среди опрошенных было 35%, поляков – 46%, белорусов – 8%, украинцев – 6%, евреев – 2%, представителей других национальностей – 3%. Подавляющее большинство респондентов (83%) родилось в Литве.
По словам Мачюнаса, о защите Литвы лица других национальностей думают так же, как все ее жители. К примеру, 64,8% ответили положительно на вопрос, защищали бы они Литву, если бы на нее напали. Выше процент положительного ответа на этот вопрос был у тех респондентов, которые хорошо знают литовский язык – читают, пишут, говорят по-литовски (74,6%), у тех, кто учился в литовских школах (81,1%), у тех, кто состоит в браке с представителем литовской национальности или у людей с высшим образованием (80,5%).
Для сравнения: в 2014 году в Литве было проведено исследование европейских ценностей, которое показало, что страну в случае угрозы готовы защищать 57% населения. В 2005 году таких людей было всего 32%. С утверждением, что граждане вышли бы защищать свою страну в случае агрессии, больше соглашались русские – 65%, среди поляков таких было меньше – 59,9%.
Цена литовского патриотизма
Неожиданные для литовских аналитиков результаты показали и вопросы о международной политике. К примеру, больше половины участников опроса (52,8%) согласны с тезисом, что действия Москвы были адекватной реакцией на направленные против нее действия США и НАТО.
Со знаменитой фразой Владимира Путина о том, что развал СССР был самой большой геополитической катастрофой ХХ века, согласились 40,8% участников опроса.
Таковы реалии сегодняшнего дня.
Чтобы переломить настроения, Мажвидас Ястрамскис, во-первых, предлагает ни в коем случае не начинать очередной виток "охоты на ведьм". Во-вторых, считает ученый, нельзя сдаваться, и необходимо рассматривать контрпропаганду как панацею. По его мнению, поиск экономических и социальных механизмов, эффективное использование которых поможет понять закоренелым "фомам неверующим", что лучшей жизни у них уже не будет, представляет собой наиболее эффективный инструмент воздействия на нелитовцев. "Успешная Литва – лучший аргумент против России", – убежден политолог.
Однако здесь опять просматривается некая параллель с утверждениями бывшего президента Украины Петра Порошенко, который в свое время рассуждал аналогично, вот только сделать ничего не смог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.