На фоне глобальной пандемии в публичном пространстве осталась незамеченной новость о проигрышном иске американского еврея литовского происхождения Гранта Гочина против Центра исследований геноцида и резистенции жителей Литвы (ЦИГРЖЛ). Истец требовал от госучреждения отказаться от положительных оценок о роли личности в истории пособника нацистов Йонаса Норейки, который был замешан в Холокосте.
Резонансное решение суда в очередной раз вскрыло болезненные противоречия в обществе. Националисты и сам Центр, подотчетный парламенту республики, приветствовали это решение. В литовском сегменте Facebook вновь усилилась волна откровенных юдофобских комментариев: в адрес самого Гочина, руководства и отдельных членов Еврейской общины Литвы (ЕОЛ), по отношению к еврейскому народу в целом.
Между тем в англоязычном сегменте социальных сетей сообщение о вердикте суда вызвало негодование. Поскольку Грант Гочин активно выражал свое возмущение, это не осталось незамеченным для американских и израильских сообществ.
Многие были искренне удивлены, а одно из ведущих израильских изданий Jewish Telegraphic Agency посвятило этому событию отдельный материал, выпустив его под заголовком "Литовский суд отклонил иск против чествуемого государством нацистского коллаборациониста". Автор статьи пишет, что ЦИГРЖЛ открыто прославляет Норейку, невзирая на его сотрудничество с немецкими оккупантами.
Размышления о том, правомерно ли решение суда, оставим правоведам, независимым историкам и потомкам тех, кто погиб во время геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. На территории Литвы было убито около 200 000 евреев – 95% всего еврейского населения страны. К слову, Грант Гочин и глава ЕОЛ Фаина Куклянски как раз из тех, чьи члены семьи пострадали от Норейки и действий его людей в жестокие сороковые.
Решение Литовского высшего административного суда обжалованию не подлежит, но Грант Гочин обещает подать новый иск – в Европейский суд по правам человека, где, по его словам, "почитание нацистских коллаборационистов как своих героев" не входит в перечень "национальных ценностей".
Политики как лакмусовая бумажка
Важно понять, что для самих евреев Литвы подобный вердикт суда не стал чем-то неожиданным. Судьи руководствовались своими оценками, очевидно, не вдавались в исторические разночтения, да и не хотели ломать устоявшийся порядок.
Общество относится к Йонасу Норейке по-разному, но оценка его роли в истории лежит в политической плоскости. ЦИГРЖЛ – исследовательский музей, где работают историки, но структура подчиняется Сейму, дотируется на средства из госбюджета, поэтому вопрос о статусе Норейки – прерогатива политиков.
Пока государство четко не определится с тем, кто для них Норейка – героический лидер антисоветского подполья или пособник гитлеровцев, приложивший руку к истреблению еврейского населения, ничего не изменится.
Некоторые скажут: одно не противоречит другому, но давайте говорить четко и ясно. Если у того или иного человека в наши дни есть заслуги перед государством, но при этом он убил семью соседа или разграбил его дом, о почестях не будет идти речи, и он понесет наказание. Вопрос об оценках деятельности Норейки идентичен.
Политика исторической памяти – прерогатива политиков, именно они выступают в роли лакмусовой бумажки всей системы, а суд просто делал свое дело. Он лишь обнажил и напомнил о болезненных гримасах антисемитизма, который все еще жив в сердцах и умах части граждан, заставив задуматься и вспомнить, кто поддерживает этот нарратив.
Справедливо напомнить, что Грант Гочин оспаривал первичную справку ЦИГРЖЛ, требуя признать, что Йонас Норейка участвовал в Холокосте. Однако уже после подачи иска, 18 декабря 2019 года, Центр выпустил новый документ. В обновленной справке не только отрицается факт причастности Норейки к геноциду, но еще и утверждается, что он "спасал евреев" в годы войны. Подобные заявления вызвали осуждение со стороны целого ряда авторитетных литовских историков – Нериюса Шепетиса, Альвидаса Никжентайтиса, но позиция коллективного государства в лице Центра пока остается неизменной.
Берегите честь смолоду
Проблематика норейковского вопроса является не только внутренней проблемой – проблемой совести морали и ответственности части политических элит. Это болезненная тема, и отказ расставить точки на "i" наносит серьезнейший удар по репутации Литвы как государства. Ведущая мировая пресса, не говоря уже об израильской, регулярно поднимает тему Норейки в своих публикациях. В адрес ЦИГРЖЛ звучат обвинения, а известный литератор Сергей Канович – сын всемирно известного писателя Григория Кановича – открыто назвал ЦИГРЖЛ "Центром отрицания геноцида" после того, как тот выпустил обновленную справку, назвав Норейку спасителем евреев.
Ключевая проблема кроется в том, что на политическом уровне в Литве сформировалось три лагеря: националисты, либералы и правоцентристы. Первые активно представляют Норейку как героя и борца за независимость, опуская или отрицая все неприятные подробности его трагической биографии.
Вторые, то есть интеллектуальная прослойка политиков, клеймят их позором, но не могут добиться значимых изменений. А третьи стараются об этом не говорить вообще, сохраняя статус-кво или молчаливо поддерживая первых. Отказ решать проблему не означает, что она растворится. В итоге все это вредит репутации Литвы как демократического государства, члена ЕС и страны Западного мира.
С другой стороны, это льет воду на мельницу недругов, стремящихся представить республику и весь литовский народ как "фашистов", "народ-убийцу" и "заповедником антисемитов". Ведь забота о моральном облике тех, кто проповедовал вражду, нетерпимость, расовую ненависть, а Норейка был именно таким человеком, не скрывавшим своей юдофобии еще задолго до немецкой оккупации, противоречит подлинным историческим традициям. Это противоречит самой основе. Ведь никто не сможет оспорить, что Литва была многокультурной державой, у истоков государственности которой стояло множество народов и представителей разных конфессий.
Кто вы, доктор Касчюнас?
Кстати, событием, предшествующим решению суда, стал очередной выпад против ЕОЛ. В роли неравнодушного гражданина уже в который раз выступил депутат Сейма от авторитетной, влиятельной и проевропейской партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) Лауринас Касчюнас. Народный избранник призвал к ответу главу общины Фаины Куклянски, потребовав от нее объяснить, почему подотчетный ей Фонд доброй воли решил выделить десять тысяч евро литовской писательнице Руте Ванагайте – автору нашумевшей книги "Свои", повествующей о роли литовцев в Холокосте. Сегодня она пишет вторую книгу на эту тему.
По мнению депутата, Ванагайте – лжец и провокатор, который вредит своей собственной стране, а факты, представленные в ее первой книге, не соответствуют действительности и вырваны из контекста. Касчюнас возмущен тем фактом, что ЕОЛ выделяет деньги таким людям из Фонда, который содержится за счет литовских налогоплательщиков.
Однако есть одна маленькая деталь, о которой автор умалчивает. Дело в том, что Рута Ванагайте является лишь соавтором новой книги, а в роли первой скрипки выступает всемирно известный профессиональный историк, один из ведущих экспертов по вопросам истории Холокоста, лауреат Международной премии "Яд Вашем" Кристоф Дикман. Он же является членом Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского режимов в Литве.
Странно, что народного избранника не волнует этот факт, ведь комиссия находится на попечении президента республики. Более того, ее председатель Эмануэлис Зингерис – однопартиец Лауринаса Касчюнаса, поэтому вопрос о целесообразности финансирования он мог бы прояснить не у Фаины Куклянски, а у своего партийного товарища или у главы государства. Очевидно, они бы объяснили ему, что апеллировать к общественным интересам, прикрываясь заботой о налогоплательщиках, – это дурной тон.
Справедливо было бы привести некоторые факты биографии доктора социологических наук Лауринаса Касчюнаса. До того, как стать уважаемым политологом и вступить в ряды авторитетных консерваторов, молодой политик был соратником Миндаугаса Мурзы, лидера откровенно антисемитской Национал-демократической партии Литвы. Касчюнас был его заместителем, а сам Мурза был не раз осужден за разжигание ненависти, антиеврейские акции, призывы бороться с "мировым еврейством" и излишнюю любовь к нацистской свастике.
Также его партия активно противилась членству Литвы в Евросоюзе и НАТО. Ее лидеры прославились и за счет своих громких русофобских лозунгов. По сути, Миндаугас Мурза – крестный отец литовских неонацистов. С годами они поутихли и разбежались кто куда. Например, Лауринас Касчюнас – в партию СО-ХДЛ. Позже он называл свое пребывание в этой прекрасной компании и приятельство с Мурзой "юношеским энтузиазмом".
Возможно, это действительно так. Годы берут свое, и сегодня юношей Касчюнаса точно не назовешь, но энтузиазма ему по-прежнему не занимать. Очевидно, он сохранился с тех времен, когда его бывшие товарищи по партии летящей походкой, с юношеским запалом шли по проспекту Гедиминаса и задорно скандировали "Juden raus" и "Хороша Литва без русских!".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.