Второй "мюнхенской речи Путина" не вышло: президент Литвы безнадежно отстал от жизни

© AFP 2020 / Aris Oikonomou

Президент Литвы Гитанас Науседа официально признал, что у государства нет военных возможностей противостоять угрозам с Востока. Случись кризис, полагаться можно лишь на вооруженный кулак НАТО.

В течение месяца президент Литвы сделал четыре резонансных заявления о региональной и общеевропейской безопасности. 22 января в рамках своего визита на международный экономический форум в Давос Науседа принял участие в работе круглого стола, где рассказал другим лидерам Европейского союза, почему, по его мнению, Евросоюз "должен укреплять отношения с США".

"[Потому что] мы разделяем одни и те же ценности и сталкиваемся с теми же угрозами и вызовами. И в этом смысле укрепление сотрудничества выгодно для обеих сторон", – цитирует главу государства его пресс-служба. "Сила Европейского союза – в единстве и компромиссе между интересами стран. Мы все согласны с тем, что мы сильны настолько, насколько готовы поступиться своими интересами ради более высокой цели – мира, безопасности, сохранения природы, борьбы с изменением климата, единства и стабильности ЕС", – подчеркнул глава нашего государства.

Официальный Вильнюс очень надеется на сохранение тесных и теплых отношений с Великобританией, которая де-юро уже не является составной частью Содружества. Несмотря на этот факт, сотрудничество с Лондоном в области безопасности и обороны "должно стать приоритетным направлением".

Этот тезис партнеры Науседы по Евросоюзу приняли без энтузиазма. Напряжение в отношениях между Брюсселем и Вашингтоном, на стороне которого будет играть Лондон, нарастает. И совершенно натурально, что старые члены ЕС без оптимизма смотрят в завтрашний день.

В западных столицах понимают: вся система законов, прежде всего американских, навязывается другим государствам. Поэтому организаторы Мюнхенской конференции подтвердили – мир стал более опасным и менее западным.

Американо-европейская команда аналитиков в своем специальном отчете, опубликованном до начала дискуссий и призванном обозначить тон и задачи очередного "Мюнхена", указала: "коллективный Запад потерял свое влияние, теряет свою идентичность, общие ценности".

И вообще пора подумать над тем, каким будет мир, в котором роль коллективного Запада окажется сильно урезанной по сравнению даже с сегодняшним днем. Что касается плотного оборонного взаимодействия литовцев с англичанами, если на Даунинг-стрит готовы к его продолжению, то почему нет?

В Литве политики никак не готовы признать тот факт, что мир стал многополярным. По инерции они, включая главу государства, уповают только на американские стальные мышцы. В головах США как были, так и остаются мировым жандармом. Не случайно второй камень в фундаменте военной безопасности Литвы – помощь Вашингтона. К слову, даже Науседа пока ни разу не сказал "помощь Белого дома", только "Вашингтона". Из чего следует, что официальный Вильнюс не делает ставку персонально на президента США, а только на глубинное американское государство.

14 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности в Германии глава Литовского государства в очередной раз подчеркнул, что помощь США и других союзников по НАТО является важным фактором сдерживания России.

Конкретно во время дискуссии экспертов о военном присутствии США в странах Балтии прозвучало: "Без помощи США и других союзников по НАТО мы не могли бы эффективно сдерживать российскую угрозу. Наши географическое положение и геополитическая ситуация обязывают максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы".

Вильнюс согласен любыми путями добиваться высокой готовности сил НАТО в Литве. В столице Литвы вообще не представляют эффективную защиту и оборону без участия США. Вершина пожеланий – чтобы американские военные постоянно обучались на литовских полигонах и в случае необходимости быстро получили подкрепление.

По словам Науседы, исключительно важным фактором сдерживания является "твердый, подлежащий повторению, и четкий месседж потенциальному агрессору".

Понимать "месседж" в данном случае нужно предельно примитивно:

даже малейшее нарушение безопасности и суверенитета стран Балтии повлечет за собой безотлагательную реакцию и ответные меры в адрес агрессоров. Так в теории. Но практика не перестает подкидывать болезненные вопросы. Например, решится ли объединенное командование
миссии расширенного передового присутствия (eFP) по своей инициативе, без согласования "наверху", вывести солдат из казарм?

В Литве твердо утверждают: немецкие полковники готовы мгновенно ввести в бой батальон расширенного передового присутствия НАТО в составе 1200 человек.

Но заявления немцев звучат исключительно в парадных обстоятельствах, когда каждый волен болтать все, что в голову взбредет, чтобы патриотично звучало. Поэтому Науседе на международной оборонной арене пока лучше следовать пословице "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", не скакать с шашкой наголо.

Что касается обучения армии и сколачивания союзнических сил, то, к примеру, Европейское командование США давно сообщило: масштабные маневры Defender Europe 2020 (с англ. "Защитник Европы – 2020") с участием 37 тысяч военнослужащих из 18 государств состоятся весной на территории десяти европейских стран, включая Германию, Польшу, Латвию, Литву, Эстонию и Грузию. Надо полагать, литовские военные извлекут из учений максимум возможного. Ведь они направлены на, цитируем подготовленную в Пентагоне легенду, "поддержание боеготовности альянса и сдерживание потенциальных врагов". Главные события развернутся на территории Германии и Польши, а для массовки через Атлантику в апреле-мае будут переброшены 20 тысяч американских военнослужащих. Это самое масштабное перемещение солдат из США в Европу за последние 25 лет.

Все это Науседа изложил, но речь президента в Мюнхене не стала, если судить по реакции мирового сообщества, аналогом "мюнхенской речи" президента России Владимира Путина в 2007 году.

Поэтому 17 февраля на встрече с работающими в Литве зарубежными дипломатами глава Литовского государства подошел к тренду с другой стороны. "Уменьшение раскола в мире, поиск глобальных партнеров и развитие "мягкой силы" – вот три важнейших приоритета внешней политики Литвы с акцентом на "отпор усилиям, направленным на фальсификацию истории Литвы и других стран Балтии".

Мол, Вильнюс готов критически и честно оценивать свое прошлое, однако не намерен мириться с усилиями "некоторых сил, распространяющих ложные нарративы". Президент, по его словам, сожалеет, что история еще используется в политических целях.

К сожалению, в тронной речи не прозвучало ничего нового. Она оказалась перенасыщенной двойными стандартами. Люди видят – 16 февраля в центре Вильнюса как раз был продемонстрирован пример использования истории в политических целях.

Речь идет о факельном шествии патриотически, частично националистически настроенных граждан, которые, кроме позорного лозунта "Литва – литовцам!", утверждают: нацистские преступники Казис Шкирпа и Йонас Норейка – герои Литвы. Именно такие транспаранты встречались в колонне. Однако никто из советников президента и политиков высокого ранга не посмел осудить явную историческую подтасовку. Вот и вся цена заявлений главы государства на тему "история не должна быть служанкой политики".

© BALTNEWS.lt / Алиса Глебова
Шествие литовских националистов

Возможно, Науседа имел в виду, что не должна быть в импортном варианте. А для внутреннего пользования сойдет. Что касается заграничья, главное для Вильнюса – приструнить потенциального "агрессора" в лице Москвы. Тем более тогда, когда Россия стала открывать архивы с очень неудобными документами.

Не нами подмечено: Гитанас Науседа любит принимать парламентские позы, будто ежесекундно видит себя оратором за трибуной. В микрофон и без него президент рассуждает о необходимости тесного политического, экономического и военного сотрудничества союзников по НАТО и ЕС. Но подтекст всегда однообразен: "трансатлантический союз должен дать нам оборонный зонтик, а уж мы не оплошаем!". Из этого вытекает, что противостоять "агрессивной" России Литва не может, но готова делать это чужими солдатами, которых целенаправленно натравливает на восток.

Как долго в Европе и особенно за океаном согласны подыгрывать Вильнюсу, сказать трудно. В США многие акценты расставят очередные президентские выборы. Как их результаты отразятся на брюссельских настроениях, покажет время. Сегодня ясно только одно: рано или поздно, но президенту Науседе, которому руководить Литвой до 2024 года, придется делать выбор между настроениями и геополитическими целями Белого дома и столицей Евросоюза. На двух стульях и сегодня сидится плохо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.