В связи с кадровыми перестановками и скандалами вокруг подозрительных контактов главы Верховной счетной палаты Польши появились слухи, что свой пост вынужден будет покинуть и возглавляющий польскую контрразведку Петр Погоновский. Опасаясь отставки, его подчиненные пытаются организовать крупную пиар-кампанию, рассказывая повсюду о достижениях Агентства внутренней безопасности (АБВ) за последние несколько лет.
Предыстория
Случай Польши уникален. Обычно во главе спецслужб ставят хоть и лояльных правительству, но все-таки имеющих хоть минимальный опыт работы в этой сфере офицеров. У Погоновского никакого опыта нет, но зато есть нужные политические связи, а за его спиной – участие в однозначно экстремистской организации, которая сейчас в моде.
После предыдущих парламентских выборов в 2015 году куратором спецслужб от правящей партии стал заместитель ее лидера Мариуш Каминский. Скоро его назначили министром – координатором всех разведывательных, контрразведывательных и антикоррупционных органов.
Решение вызвало недоумение, поскольку политик уже ранее прославился позорными провокациями, которые организовывал против политических оппонентов. За одну из них он был, кстати, приговорен к трем годам лишения свободы и запрету на исполнение государственных должности. Однако у "Права и справедливости" был уже свой президент – Анджей Дуда, который вопреки действующему закону амнистировал своего бывшего партийного соратника.
Таким образом, Каминского не только назначили куратором всех спецслужб, но еще предоставили ему возможность отомстить свои "обиды". Обвиняющая его прокурор вдруг была арестована по обвинениям в коррупции, а выдавший приговор судья отстранен от должности, позже он сам подал в отставку.
Явно противозаконное поведение Каминского и его назначенцев в польских спецслужбах можно объяснить их общим политическим прошлым. Практически все они были в 90-е годы активистами возглавляемой нынешним министром экстремистской праворадикальной организации "Республиканская лига".
В свое время группировка была известна применением насилия во время пикетов и протестов, в том числе избиением депутатов, нападениями на министров, призывами к межнациональной розни.
Про политическую программу в данном случае скорее не приходилось говорить; основная задача Лиги – беспорядки, атаки в основном против тех, кого они считали коммунистами или друзьями России.
В лихие 90-е такого рода деятельность необязательно заканчивалась уголовным преследованием. Обычно, если кто-то подал иск против "республиканцев", руководство организации во главе с Каминским просто отрицало факт своей причастности к данным событиям, утверждая, что во всем виноваты неизвестные "провокаторы".
Погоновский являлся активным членом лиги, но вскоре он решил заняться научной карьерой, став преподавателем Люблинского католического университета, научной среды польских правых. По образованию он юрист, при этом является специалистом в области гражданского права, не имеющим ничего общего с вопросами государственной безопасности.
Погоновскому отсутствие компетентности никак не помешало возглавить АБВ. Меньше года спустя он с позиции капрала перешел в звание полковника. Условие – безоговорочная лояльность политическому руководству. Однако сейчас, как никогда раньше, в польских спецслужбах нужен козел отпущения.
Пиар-кампания
У правящей партии появилась имиджевая проблема с Марианом Банасем, руководителем Верховной счетной палаты. Банася публично обвинили не только в ложных сведениях о доходах и имуществе, но еще заподозрили в связях с преступным сообществом. Результат: повсеместно звучит вопрос, чем занимались спецслужбы и почему не предупредили о рискованных контактах и деятельности высоко поставленного чиновника. Все это, конечно, вряд ли приведет к отстранении от должности самого Каминского, но Погоновского вполне может коснуться. Вывод сделан в АБВ: надо активно заняться пиаром.
За последние несколько недель пропагандой успеха особенно активно занялся пресс-секретарь министра, бывший журналист крайне правых изданий Станислав Жарин. Свои статьи он печатает не только в польских СМИ, но пытается их размещать также на иностранных ресурсах, в основном, конечно, американских.
Любопытно проанализировать успехи тех, которых Жарин называет "охотниками за шпионами". Почетное место среди них занимают граждане России, традиционно представляемые государственными СМИ, как потенциальные, опасные разведчики. Пресс-секретарь АБВ в первую очередь упоминает журналиста Леонида Свиридова, профессора Дмитрия Карнаухова и гражданок РФ – Анну Захарян и Екатерину Цывильскую (женщин он не называет по фамилиям, но всем известно, что речь именно о них).
Чем занимались "охотники за шпионами"? Выдворением из Польши тех россиян, которых публичная, научная и общественная активность по чисто политическим мотивам не нравилась польским политическим элитам.
Свиридов – известный журналист и корреспондент РИА Новости в Варшаве, человек связан с Польшей почти 20 лет. Карнаухов – ученый, который работал преподавателем в польских вузах. Захарян и Цывильская – помогали сохранять памятники Красной армии, не занимаясь вообще политикой. В чем тогда опасность?
По словам Жарина, россияне подвергали сомнениям и критиковали официальную трактовку новейшей истории Польши, а также выражали свои оценки внешней политики Варшавы.
Подробный анализ такого рода обвинений наглядно демонстрирует, что польская контрразведка превратилась в сборище политически мотивированных цензоров, задача которых – бороться с теми, кто выражает альтернативные точки зрения.
Если они при этом граждане другой страны, можно их просто выдворить из Польши, не предъявляя никаких официальных обвинений. В соответствии с польским законодательством достаточно сказать, что иностранец представляет "угрозу для национальной безопасности Польши".
Именно такую формулировку использовали абэвушники, добавляя российских политологов в черный список Шенгена. Туда попали известные эксперты и журналисты – Алексей Мартынов, Олег Бондаренко и Дмитрий Кондрашов. По какой причине, никто не знает.
"Охотники за шпионами" ничего не говорят про настоящих шпионов, которых у них получилось задержать в последние годы. Можно предположить, что это либо государственная тайна, либо таких случаев – что вполне вероятно – вовсе нет. Ведь главное, что охота продолжается. После такой пиар-кампании любой шеф любой разведки в мире был бы поскорее уволен. Но в Польше никто не обратил внимания на абсурдность "достижений" местных спецслужб. Если Погоновского уволят, это случится, вероятно, по совсем другим политическим, внутрипартийным причинам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.