За год президентства Владимир Зеленский экстерном окончил "политические университеты", осваивая навыки быть публичным политиком и государственным деятелем. На протяжении первого года правления он декларировал амбициозные цели, но все еще не сумел выработать алгоритмы их достижения.
Вокруг Зеленского имеется несколько групп влияния, каждая из которых стремится навязать президенту собственное видение решения различных проблем. В свою очередь президент пытается балансировать между ними, ситуативно опираясь на различных украинских олигархов (Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Ринат Ахметов) и зарубежных игроков (Джордж Сорос, Дональд Трамп, Эммануэль Макрон). Спустя год президентства можно констатировать, что окружение Зеленского имеет крайне серьезное влияние на выработку президентских решений – ранее ни один из украинских президентов не был настолько зависимым от мнения доверенных лиц.
Пока что главным достижением Зеленского остается решение вопроса о власти – пускай пропрезидентская парламентская фракция "Слуга народа" раздробилась на несколько кластеров, действуя в интересах нескольких финансово-политических групп, главе государства удается проводить через стены парламента принципиальные для себя законодательные акты.
Успех в ходе двух избирательных кампаний обозначил то, что Зеленский вчистую переиграл своих оппонентов в пиаре, и этот тренд продолжается до сегодняшнего дня. Согласно данным социологических исследований, Зеленский остается наиболее популярным политиком Украины (ему доверяют 57% граждан и не доверяют 37%), а те политики, которые по уровню популярности располагаются вслед за президентом, являются в то же время обладателями наибольших антирейтингов в стране (Петр Порошенко, Юрий Бойко, Юлия Тимошенко).
Украинские граждане спустя год президентства Зеленского, когда "новые лица" не сумели оправдать надежд избирателей в части вопросов войны и мира, социально-экономических преобразований и борьбы с коррупцией (три важнейших социальных запроса общества – прим. автора), не готовы возвращать бразды правления старому политическому классу, который сформировался еще в середине президентского срока Леонида Кучмы.
Окружение Зеленского в свою очередь осторожно начинает вбрасывать в публичную плоскость тезис о том, что действующий президент может пойти и на второй срок, вопреки обещаниям ограничиться только одной пятилетней каденцией.
Вопреки тому, что формально Зеленскому и его партии "Слуга народа" принадлежит вся полнота власти в стране, реализация властных полномочий сдерживается усилением за годы бывшего президента Порошенко силового блока, который фактически стал "государством в государстве", а потому подчиняется действующему главе государства очень условно.
По-прежнему одной из важнейших для Зеленского задач, с точки зрения политической выживаемости и реализации хотя бы части своей предвыборной программы, является взятие под контроль силового блока, проведение его перезагрузки и реструктуризации.
Сложность заключается в том, что крайне сильные аппаратные позиции занимает глава МВД Арсен Аваков, который всегда ведет собственную игру и является для Зеленского в лучшем случае ситуативным союзником, а верхушка Национального антикоррупционного бюро ориентирована на Демократическую партию США.
Таким образом, пока что не просматривается возможностей для того, чтобы Зеленский в полной мере контролировал силовой блок, а по мере проседания персонального рейтинга и дальнейшей фрагментации пропрезидентской фракции в Верховной раде сделать это будет на порядок сложнее.
Первые полгода правления Зеленского ознаменовались некоторыми подвижками в части урегулирования конфликта в Донбассе. В частности, в Минске была подписана "формула Штайнмайера", состоялось разведение вооруженных сил в нескольких точках, проведено несколько раундов обмена пленными и удерживаемыми лицами, а 9 декабря в Париже состоялся саммит "Нормандской четверки".
Впрочем, с декабря прошлого года никакого прогресса по Донбассу не последовало, и даже скромные попытки создать Консультативный совет при минской Трехсторонней контактной группе были торпедированы национал-консервативными кругами Украины, обладающими уличным и медийным ресурсом для навязывания власти своей воли.
Эпидемия коронавируса внесла свою лепту в приостановку переговорного процесса по Донбассу, однако представляется, что это удобная отговорка для всех сторон относительно того, почему никаких существенных плодов дипломатические усилия не приносят. Собственно, наиболее вероятным сценарием в данном случае является инерционный – продолжение вялотекущей фазы вооруженного конфликта при отсутствии политико-дипломатического урегулирования.
Социально-экономическая политика Украины при президенте Зеленском существенных изменений не претерпела. По-прежнему Украина продолжает двигаться в русле неолиберальных преобразований, включая частичное открытие рынка земли, изменение моделей ценообразования на рынках энергоносителей, усиление финансовой зависимости от внешних сил и ужесточение контроля над финансовой системой государства со стороны зарубежных кредиторов.
Коронавирус и введенные властью жесткие карантинные меры, ставшие крайне болезненными для малого и среднего бизнеса, дополнительно сократили ресурсную базу государства, что вынудило принимать целый ряд нормативно-правовых актов в интересах зарубежных финансовых институций. Следовательно, Зеленский и сформированный им состав правительства не воспользовались возможностью пересмотреть параметры сотрудничества с зарубежными кредиторами под предлогом пандемии коронавируса, пойдя, к примеру, на объявление временного моратория на выплату внешних долгов.
Одним из лозунгов Зеленского в ходе предвыборной кампании был "Весна придет – сажать будем", что было отображением запроса общества на восстановление социальной справедливости и борьбу с коррупцией. Определенные попытки в этом направлении предпринимались, однако результат отсутствовал как таковой.
Во многом, как было сказано выше, ввиду отсутствия контроля над силовым блоком со стороны президента, а также ввиду особенностей работы правоохранительной системы, ориентированной в первую очередь на присвоение коррупционной ренты (в том числе путем "распродажи" уголовных дел).
Приостановлены процессуальные действия в отношении наиболее "крупной рыбы" – экс-президента Порошенко, чья фракция "Европейская солидарность" постепенно становится тактическим союзником власти при голосованиях в Верховной раде.
В общем, багаж достижений Зеленского за год пребывания у власти весьма скромен. Другое дело, что граждане многое прощают президенту, считая его "хорошим парнем", а никто из представителей политического класса не может бросить электоральный вызов главе государства, обладая серьезными антирейтингами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.