Военная спецоперация России на Украине, начавшаяся утром 24 февраля, продолжается. Ее цель – денацификация и денационализация страны. Накануне в Министерстве обороны РФ сообщили об итогах первого дня операции.
В ведомстве рассказали, что российские войска вывели из строя 83 наземных объекта Вооруженных сил Украины (ВСУ), сбив четыре самолета, один вертолет и четыре ударных беспилотника. Войска Луганской и Донецкой народных республик (ЛНР и ДНР) прорвали оборону ВСУ, продвинувшись на 6–8 км в глубину. Российские войска дошли до Херсона.
Ситуацию на Украине Baltnews обсудил с российскими политологами:
- Алексеем Фененко – доцентом кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова,
- Владимиром Брутером – экспертом Международного института гуманитарно-политических исследований,
- Андреем Суздальцевым – замдекана Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Была ли альтернатива вооруженной операции?
Алексей Фененко:
"Мирный выход был в 2016–2018 годах, если бы Украина тогда согласилась на вариант Минских договоренностей – реализации плана федерализации страны и предоставление автономии ДНР и ЛНР – такой вариант был бы возможным. Этот шанс был полностью упущен в начале Мюнхенской конференции 2018 года, когда бывший генсек НАТО Андерс фог Расмуссен сказал, что происходит отказ от договоренностей по реализации Минских соглашений".
Каковы сценарии развития боевых действий?
Владимир Брутер:
"Президент [РФ Владимир Путин] сказал в своем обращении, что Россия не собирается вторгаться в Украину. Она готова остановиться на рубеже ЛДНР в границах областей, но при этом она требует, чтобы Украина разоружилась и не допускала нового перевооружения и размещения инфраструктуры, которая будет враждебна по отношению к России. Если они на это согласятся, на этом все закончится. Думаю, что не согласятся".
Алексей Фененко:
"Сейчас вырисовывается два основных сценария. Сценарий первый – вторая "пятидневная война". Принуждение Украины к миру, когда Россия доходит до определенного рубежа. Какой это будет рубеж, мы пока не знаем. Или народные республики полностью освободят территории Донецкой и Луганской области. Или, может быть, произойдет аналогичная ситуация в Харьковской области, после чего будет попытка посредничества со стороны Запада, и будет подписано новое "Минское соглашение" (Минск-3).
Но этот вариант чреват большими потерями для стран НАТО, потому что в этом случае понятно, что их "клиент" потерпел поражение и они ничем не смогли ему помочь. Плюс – это уничтожение поставленного Западом оружия.
Второй сценарий – это, конечно, хаос на Украине. Украина – не Грузия, относительно компактное и моноэтничное государство. И после освобождения Донецкой и Луганской областей, скорее всего, встанет вопрос: что сделать с различными неподконтрольными вооруженными формированиями, которые сложились на территории Украины?
Здесь может сложиться настоящее "гуляй-поле" в полосе от Херсонской до Полтавской и Сумской областей. Тут станет вопрос о полном переформатировании украинской государственности.
Но здесь я не уверен, как поведут себя западные соседи Украины, которые имеют к ней территориальные претензии. Это и Румыния, где никогда не забывали о Черновицкой области. Это и Венгрия с ее претензиями на Закарпатье. Это и Польша с ее претензиями на Волынь и Львов. И, скажем прямо, это Словакия, которая претендует на определенные территории на Западе Украины".
Нужна ли России смена власти на Украине?
Андрей Суздальцев:
"Мы ставим две основные задачи: защита ЛНР и ДНР и ликвидация ВСУ – структуры, нацеленной на войну с Россией. Мы не ставим вопрос о распаде Украины и захвате власти. Мы не собираемся оккупировать Украину и тем более кормить ее. Тут вопрос для украинского политического класса и сил. Мы надеемся, что там найдутся силы, которые этим вопросом займутся. Но за [украинским президентом Владимиром] Зеленским нет никакой охоты".
Алексей Фененко:
"Напомню, что о смене режима говорили в первые дни "пятидневной" войны вокруг Южной Осетии. Тогда ведь тоже говорилось, что, вполне возможно, будет наказан режим [экс-президента Грузии Михаила] Саакашвили, но затем пришли к компромиссу.
Или российские удары приведут к смене власти на Украине, или если не введут, будет подписано соглашение. Но тогда встанет вопрос о судьбе президента Зеленского – потерпят ли его националисты? Скорее всего, они постараются обвинить его в поражении и свергнуть. Тогда естественно встанет вопрос, кто возглавит Украину".
Какая будет реакция Запада?
Андрей Суздальцев:
"Нас ждет тяжелый период и будут проблемы. Но нам не привыкать: мы всегда жили под санкциями – в советское и постсоветское время, за исключением небольшого периода. Видимо, окончательно придется попрощаться с газопроводом "Северный поток – 2". Германия приостановила сертификацию, но это ее право – газ ей покупать".
Владимир Брутер:
"Россия должна понимать, что она будет предлагать Западу после операции, если будет "после". Это и есть формула тех отношений, которая может существовать после. А сейчас Запад будет пытаться экономически давить и кричать во все свое горло. До этого никаких отношений не будет".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.