"Всем преступники – нам герои": прибалты не хотят выдавать Белоруссии нацистских палачей

Скамья для экзекуций в лагере Освенцим
РИА Новости

Никита Иванов

Рига и Вильнюс отказались помогать Минску в расследовании геноцида белорусского народа в годы ВОВ. Они просто хотят помешать своим соседям, или есть и другие причины?

Вторая мировая война остается камнем преткновения в отношениях прибалтийских стран со своими соседями. Они постоянно обвиняют Россию и Белоруссию в "искажении исторической правды", и в то же время изо всех сил стараются препятствовать расследованию нацистских преступлений, совершенных выходцами с их территорий.

Еще одним актом нежелания прибалтами признавать свое темное прошлое стал отказ Латвии и Литвы от сотрудничества с Белоруссией в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Оказывается, расследование нацистских преступлений "может сказаться на вопросах национальной безопасности".

"Мы видим, что они не хотят помочь в расследовании массового убийства мирного населения и помочь нам восстановить историческую справедливость, показать масштаб трагедии белорусского народа. Они нам официально отказали", – отметил руководитель следственной группы Генпрокуратуры (ГП) страны по уголовному делу о геноциде Валерий Толкачев.

ГП завела дело еще в апреле 2021 года. Всего представители Минска направили запросы в адрес 17 стран, где могут находиться ныне живущие преступники. Латвия и Литва остаются единственными, кто отказались помогать своим соседям изучить страшные события прошлого. А ведь именно жители этих республик больше всего запятнали себя участием в расправах над белорусами.

Зверства прибалтов в Белоруссии

Немецкая армия за несколько дней заняла Литву. Еще до начала войны там действовали местные националисты из организации "Литовский фронт активистов", которые должны были помогать нацистам в захвате территории.

Сразу после начала войны они сформировали "отряды самообороны", которые подняли "восстание" и заняли несколько населенных пунктов, включая крупный город Каунас. К слову, сразу после прихода немцев они устроили в городе еврейский погром, в ходе которого погибли не менее 800 человек.

Похожая ситуация наблюдалась и в Латвии. Сразу после вступления немецких войск в Ригу из местного населения начали формировать такие же отряды (включая печально известную "команду Арайса").

Студенческий билет Виктора Арайса из материалов Латвийского государственного исторического архива
Студенческий билет Виктора Арайса из материалов Латвийского государственного исторического архива

После этого в столице и других населенных пунктах началось уничтожение евреев, вплоть до 11 июля было убито свыше 7 тысяч человек.

На базе этих отрядов появились батальоны вспомогательной полиции, более известные как "батальоны шуцманшафта". Всего в годы войны были сформированы 47 латышских и 35 литовских батальонов.

Первое время они действовали у себя на родине: пособники нацистов продолжали уничтожать евреев, цыган, а также коммунистов и всех тех, кто поддерживал советскую власть.

Но в связи с тем, что большая часть "неугодных народов" была уничтожена в считанные месяцы, а крупного движения Сопротивления оккупантам тогда не было, их начали отправлять в Белоруссию, где возникла необходимость в антипартизанских акциях из-за активной борьбы местного населения с немцами.

Особой жестокостью отличались служащие 12-го литовского полицейского батальона под командованием майора Антанаса Импулявичюса.

Его подразделение действовало с такой жестокостью в ходе карательных акций в Слуцке, что немецкий комиссар Слуцкого округа Хинрих Карл написал рапорт, в котором протестовал против жестокой расправы над местными евреями и подчеркивал особую активность литовских "полицаев" в их уничтожении. В том же рапорте он умолял в будущем держать этот батальон подальше от него.

Кроме того, в конце 1941 года подчиненные Импулявичюса вместе с белорусскими "коллегами" убили 940 евреев в городе Березино. Также он участвовал в казни 12 подпольщиков 26 октября 1941 года в Минске, что стало первой показательной казнью на оккупированной территории СССР.

Всего за годы войны литовский нацист дал добро на расстрел более чем 46 тысяч человек разных национальностей.

Осенью 1942 года литовские и латышские батальоны участвовали масштабной карательной операции "Болотная лихорадка". В ходе акции, которая длилась с 21 августа по 21 сентября были расстреляны 8350 человек.

Однако самой кровавой акцией, в которой участвовали прибалтийские коллаборационисты, стала антипартизанская операция "Зимнее волшебство", прошедшая в феврале-марте 1943 года.

Каратели убили от 3 до 11 тысяч человек, уничтожили множество деревень. "Полицаи" с особой жестокостью расправлялись с детьми. Свыше 6 тысяч человек угнали на принудительные работы. По итогам операции полоса земли в 15 км стала мертвой зоной.

Литовские евреи под нацистским надзором на работе, 28 июня 1943 года
Литовские евреи под нацистским надзором на работе, 28 июня 1943 года

Действия латышских и литовских батальонов стали причиной гибели более 2 млн гражданских лиц и советских военнопленных в годы нацистской оккупации Белоруссии.

В советское время были суды над преступниками, однако немало из убийц либо убежали на Запад, либо смогли скрыться. Более того, тогда не было масштабных процессов, посвященных геноциду целого народа. Однако теперь Белоруссия решила добиться привлечения к ответственности тех, кто участвовал в военных преступлениях.

Но вместо того, чтобы помочь белорусам узнать всю правду о тех событиях, Латвия и Литва решили снова продемонстрировать пренебрежение к правде и справедливости.

Политика памяти в Латвии и Литве

В Риге 16 марта ежегодно проходит День памяти латышских легионеров, которые присягали на верность Гитлеру и участвовали в расправах над мирным населением. В честь них ставят мемориальные доски, а самих их хоронят с воинскими почестями. Это мероприятие проводится даже несмотря на возмущение международных организаций и внешнеполитических ведомств стран Запада.

Шествие легионеров в Риге, 16 марта 2019
© Sputnik
Шествие легионеров в Риге, 16 марта 2019

Не отстает от своих соседей и Литва. Там тоже героизируют местных националистов, действовавших в годы войны, при этом полностью игнорируется их участие в убийствах граждан.

Такая ситуация сложилась с антисоветским деятелем Йонасом Норейкой. О нем рассказывают как о "командире силами подполья" и "борце за свободу Литвы". При этом местные патриоты предпочли забыть, что Норейка возглавлял Шяуляйский уезд, где по его приказу в Жагаре было создано гетто. Туда согнали и убили всех проживающих неподалеку евреев.

А вот "антигероями" с момента провозглашения своей независимости прибалтийские республики объявили тех, кто сражался с нацистскими захватчиками. Там стали переименовывать улицы, названные в честь Героев Советского Союза, демонтировать и переносить памятники им. 

Особо цинично выглядит политика Латвии в отношении людей, попавших на ее территорию из-за нацистов. Рига не предоставила гражданских прав 155 тысячам жителей страны, которых принудительно отправили на работы немцы и их помощники из латышских полицейских батальонов. Из-за того, что они не стали гражданами Латвии, они так и не получили статус политически репрессированных.

Депутат Сейма Яков Плинер отмечал, что "противоестественное преимущество, предоставляемое нацизму по сравнению с коммунизмом, ясно проглядывается в различных законах. Получить статус политически репрессированного лица, которое пострадало от коммунистического режима, намного легче, чем стать признанным жертвой нацизма".

И это при том, что тех, кто пострадал во время советских депортаций и позже вернулся на родину, намного меньше, чем жертв нацистов, большинство из которых были физически истреблены.

Президент-убийца?

Но это не единственная причина, по которой прибалты не хотят помогать Белоруссии. Они видят проблему в том, что если станут помогать соседям допрашивать своих граждан, служивших на нацистов, то могут отдать под суд даже представителей политической элиты Литвы. Например, бывшего президента Литвы Валдаса Адамкуса.

Тот участвовал во Второй мировой войне на стороне Третьего Рейха. Известно, что он служил во 2-ом полку "Сил обороны Отечества" – коллаборационистского формирования, которое помогало немцам в боях против Советской армии в Литве. Более того, экс-глава государства был порученцем уже упомянутого Импулявичюса.

Валдас Адамкус
Валдас Адамкус

На первый взгляд, может показаться, что Адамкус мог не участвовать в расправах над людьми, так как он служил в военных подразделениях, а не карательных частях. Однако здесь следует вспомнить печально известного нацистского пособника Александра Юхновского по прозвищу "Алекс Лютый".

Формально он служил переводчиком в штабе "тайной полевой полиции", однако это не мешало ему участвовать в пытках и расстрелах граждан. Поэтому и про Адамкуса ничего нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью.

Что будет дальше?

Конечно, действия Латвии и Литвы несколько осложнят процесс белорусским следователям. Тем не менее они намерены идти до конца в этом вопросе, даже если другие страны и международные организации откажутся от сотрудничества.

"Я думаю, что больше всего стоит рассчитывать на себя, на своих союзников, на помощь России, потому что международные организации очень часто находятся под контролем того же Запада, который эти расследования блокирует. Хотя, безусловно, по линии ООН и по линии Интерпола можно посылать запросы. Вопрос – будут ли они удовлетворены? Мы знаем, что в Канаде много военных преступников находятся, но Канада их не выдает", – ранее в комментарии Baltnews заявил научный сотрудник Института философии НАН Белоруссии, политолог Алексей Дзермант.

Таким образом, шансов на то, что кто-нибудь из оставшихся в живых нацистских преступников будет оправлен на скамью подсудимых, не так много.

Но если это все-таки случится, уголовное дело и последующий за ним судебный процесс должны помочь восстановить полную картину тех жутких событий. Главный вопрос – как к нему отнесутся в Европе? Захотят ли они прислушаться к Минску и помочь найти и наказать виновных?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме