Бизнес Евросоюза жаждет отмены санкций против России

Флаги России, ЕС и Франции
РИА Новости

Илья Круглей

Несмотря на русофобскую политику Европы по отношению к Москве, большинство немецких компаний хотят скорейшей отмены санкций.

Компании в Евросоюзе ждут, когда им разрешат более плотно работать с Россией. Но специфика неравномерной в экономическом плане Европы такова, что, в отличие от западноевропейского бизнеса, желающие в странах Балтии возобновить торговлю с Россией сделать этого не могут, а те, кто могут, – не знают, как это сделать, или не хотят.

В Российско-Германской внешнеторговой палате (ВТП) провели опрос, по результатам которого стало известно, как немецкие предприниматели оценивают перспективы бизнеса в России.

Оказалось, что среди представителей 109 компаний (суммарный оборот – 13 млрд евро, штат местных отделений – более 60 тысяч человек) почти 90% выступают за отмену санкций против Российской Федерации.

Сразу следует уточнить, что Российско-Германская ВТП представляет собой экономическое и лоббистское объединение со штаб-квартирой в Москве – часть сети внешнеторговых палат Германии. Российско-Германская ВТП выполняет в первую очередь именно поручения правительства ФРГ и представляет интересы немецкого бизнеса. Это значит, что никаких симпатий к Москве в ущерб Берлину проявлять не будет и уж тем более "подкручивать" результаты опросов.

После подобных опросов мнение западноевропейского бизнеса становится предельно ясным, но как обстоят дела с компаниями Восточной Европы, например, в странах Балтии? Конечно, в силу политических причин, подобные опросы там никто проводить не будет – элиты не позволят даже допущения мысли о том, что с Россией нужно восстанавливать отношения, какое уж там снятие санкций. Но это не значит, что бизнес в регионе разделяет интересы политических элит.

Европа говорит о рестрикциях, а товарооборот растет

Примечательно, что среди компаний, опрошенных Российско-Германской ВТП, большая часть встала на защиту даже "Северного потока–2". 31% предприятий, желающих отмены санкций, хотят прекращения их действия не поэтапно, а сразу в один день. При этом на официальном сайте Российско-Германской ВТП утверждается, что немецкий бизнес и сейчас не собирается уходить из РФ.

"Подавляющее большинство работающих в России немецких предприятий удовлетворены текущим состоянием собственных дел. 95% участников опроса оценили его как очень хорошее, хорошее или удовлетворительное", – заявил председатель правления ВТП Маттиас Шепп.

Как подчеркнул в комментарии для Baltnews начальник отдела доверительного управления ИФК "Солид" Михаил Королюк, Россия предоставляет достаточно много возможностей, поэтому неудивительно, что деловые люди хотели бы такие возможности расширить. И дело тут далеко не в "Северном потоке–2", о котором так любят говорить ведущие СМИ в России и ЕС.

Инвесторов из Западной Европы, по мнению эксперта, довольно много не только в энергетическом секторе России, но и в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, промышленном производстве. "Исторически у нас довольно тесные связи с Германией, Францией и Италией, и за счет лучшего понимания друг друга из-за общей истории – с соседними странами, с Восточной Европой. Нет ничего удивительного в том, что бизнесмены из этих стран выступают за расширение делового сотрудничества с Россией", – считает Михаил Королюк.

Подтвердил такие суждения в беседе с Baltnews и Дмитрий Панов – координатор "Деловой России " по Северо-Западному федеральному округу, бизнес-посол "Деловой России " в Монако. По его словам, предприятия ФРГ работают во всех значимых отраслях российской промышленности.

План раздела. Евросоюз "дерется" из-за России >>>

"В автомобилестроении и энергетике немецкие концерны сделали миллиардные инвестиции. Последние соглашения были подписаны на прошедшем в июне Петербургском экономическом форуме. При этом хребтом немецкой экономики в России традиционно остается малый и средний бизнес, составляющий основу более чем 1000 членов Российско-Германской внешнеторговой палаты. Подавляющее большинство компаний выступают за нормализацию отношений и прагматичный бизнес-ориентированный диалог", – рассказал Дмитрий Панов.

По мнению члена генерального совета "Деловой России" Алексея Мостовщикова, санкции рано или поздно зайдут в тупик, так как они невыгодны всем сторонам. Политические силы не всегда придают значение экономическим последствиям, в то время как финансовые элиты и реальный бизнес с самого начала введения санкций выступали против них и искали лазейки, чтобы их обойти.

"В целом доля европейских предпринимателей, желающих возобновления делового сотрудничества на уровне 2014 года, достаточно высока. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные в Испании, Италии, Венгрии и ряде других европейских стран. К сожалению, это не совсем применимо к странам Балтии. Отношения с ними строятся в области энергетических поставок и проектов без привязок к другим отраслям экономики, что не способствует росту экономических контактов", – сказал Алексей Мостовщиков.

Даже Великобритания, правительство которой чаще других в Старом Свете критикует Москву за любые ее действия как внутри страны, так и на международной арене, почему-то в последние годы стремительно увеличила объем товарооборота с Россией. Лондон, перезапустив после Брексита свои деловые отношения с Россией, увеличил за 2019 год товарооборот на 25% (до 17 млрд долларов), и в 2020 году эта тенденция только усилилась. Российско-британский товарооборот вырос до 26 млрд долларов – на 53,6% по сравнению с 2019 годом.

Значит ли это, что, позабыв о политике в отношении восточного соседа, должны "подтянуться" и другие страны, русофобия среди политических элит которых считается хорошим тоном?

Балтийская специфика

Как объяснила в беседе с Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, дело даже не в том, что бизнес в Балтии тяготеет к России по каким-то ностальгическим причинам. Россия – это в первую очередь большой рынок сбыта, который европейским компаниям в современном мире просто так не найти.

"У западноевропейского балтийского бизнеса интересы в России по определенным причинам все же немного разные. К примеру, во Франции и Германии в восстановлении товарооборота и его наращивании в первую очередь заинтересованы авиастроители и автопроизводители. Также это нужно сфере услуг, особенно туризму, ведь Старый Свет много чего может предложить российским отдыхающим. Но больше всего, если мы будем говорить, скажем, о немецких компаниях, хочет отмены санкций против РФ именно средний и малый бизнес. Его клиенты в России – это, как правило, не физические лица, а такие же небольшие компании", – рассказала Зайцева.

И пояснила: "Нужны какие-то специальные добавки для пищевой отрасли, небольшие детали для электроники, прекурсоры для химической промышленности в РФ? Немецкий бизнес готов это предоставить. Ему сложнее найти клиентов на европейском рынке – там уже слишком тесно, и нет такого спроса, а вот в случае с РФ – без проблем".

По словам экономиста, у балтийских компаний интерес по отношению к России несколько другой. В Латвии, Эстонии и Литве, наоборот, именно крупные компании больше всего нуждаются в сотрудничестве с восточным соседом, следовательно, именно они заинтересованы в отмене санкций.

Среди таких интересантов в Прибалтике можно выделить пищевую промышленность (в первую очередь это рыболовецкая отрасль), крупные порты и железные дороги. Но проблема в том, что предприятия в рыболовецкой отрасли, по сути, умирают, а порты и железные дороги в Эстонии, Литве и Латвии находятся, в основном, под госуправлением. Учитывая внешнеполитический курс этих стран, эти компании навстречу России пойти, по политическим причинам, не могут.

По словам латвийского экономиста, "малый и средний бизнес, особенно тот, который появился после 2014 года, объективно вынужден идти на запад, а не на восток. Санкции попросту отрезали возможность таким фирмам работать в России, сотрудничать с ней из-за рестрикций – сплошные убытки".

"Выходит, крупный бизнес в Балтии может и хотел бы снятия санкций с РФ, но ему идеология не позволяет. Более того, портам и ж/д уже нечего ждать от своего восточного соседа, который активно строит новые транспортные узлы в Ленинградской области и в услугах Прибалтики уже не нуждается. Средний и малый бизнес, который работал по российскому направлению, по сути, мертв, а тот, что появился в Балтии в течение последних 7 лет, уже привык идти на Запад, поэтому РФ для него – это что-то новое и непонятное", – резюмировала Зайцева.

Партнерства с Россией хотят многие, получается не у всех

Немецкий бизнес от сотрудничества с Москвой отвыкнуть так и не смог. Согласно данным Российско-Германской ВТП, 50% компаний из ФРГ, которые работают в России, готовы в этом году инвестировать в нее около 840 млн евро. Впрочем, общий объем, как считают специалисты ВТП, может на практике достигать и нескольких миллиардов евро.

"51% немецких компаний планируют вскоре увеличить численность российского представительства. Год назад таких было лишь 13%. Сокращения готовят 3% предприятий", – говорится в исследовании ВТП.

Взять хотя бы участие французской компании Total – одной из крупнейших нефтегазовых компаний мира – в проекте "Арктик СПГ–2" (владеет 10% акций и предоставляет для объектов по добыче и сжижению новое оборудование). Об инвестициях европейского бизнеса в "Северный поток–2" и говорить нечего. Создание газопровода де-факто оплачено "Газпромом" примерно наполовину, остальное – это европейские деньги.

Однако балтийские компании, особенно крупные, не могут себе этого позволить. Даже если правительства Эстонии, Латвии и Литвы завтра станут максимально дружелюбными, транзит грузов по железной дороге и через балтийские порты российскому бизнесу уже по объективным причинам не интересен.

Бумеранговые санкции. Литва знает, что заменить белорусский транзит нечем >>>

В Ленинградской области работают новые гигантские транспортные узлы – терминалы, порты, коммуникации, не только модернизируемые, но и вновь создаваемые. Средний и малый бизнес в виде трансграничной торговли, конечно, в Прибалтике есть, но его товарооборот с российскими приграничными областями нельзя считать чем-то настолько серьезным, что это могло бы принести бюджету Эстонии, Латвии и Литвы десятки дополнительных миллиардов евро.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме