Александр Удальцов: российские соотечественники в Литве без поддержки не останутся

Посол РФ в Литве Александр Удальцов

Алиса Чирко

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, отмечает десятилетний юбилей. О его работе Baltnews рассказал глава Фонда и бывший посол России в Литве Александр Удальцов.

Второго ноября 2020 года исполнительным директором Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, стал Александр Удальцов, который ранее семь лет занимал должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Литве. С какими проблемами сталкиваются российские соотечественники и те, кто защищает их права в Прибалтике, дипломат рассказал в интервью Baltnews.

– Г-н Удальцов, не так давно вы возглавили Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Расскажите, что вы намерены делать на cвоем посту?

– Думаю, что это назначение нельзя назвать неожиданным: о работе на "соотечественном" направлении знаю не понаслышке. Будучи послом России в Латвии, Словакии, а затем и в Литве, я был достаточно глубоко погружен в проблематику русского населения этих стран. Да и о деятельности данного Фонда, созданного Указом Президента России в 2011 году, был хорошо осведомлен, поскольку часть его гуманитарных проектов реализовывалась и реализуется в настоящее время на территории прибалтийских государств.

Изучив Устав Фонда и другие документы, регламентирующие его работу, лишний раз убедился, что он имеет большой потенциал в деле поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом и, как показывает практика, накопил немалый опыт в этом важном деле.

Поэтому одну из своих главных задач в качестве руководителя Фонда вижу в сохранении и наращивании достигнутого им и поиске путей активизации и совершенствования деятельности этой организации, которой исполняется десять лет.

– Будете ли что-то менять в работе организации?

– Очевидно, есть необходимость и внесения некоторых изменений в Устав Фонда, и в положения о предоставлении грантов и субсидий, и в принятии других мер в целях повышения его эффективности и практической отдачи. Уверен, что я и мои коллеги успешно справимся с этой задачей.

Отмечу, что правозащитная деятельность лежит в плоскости международного гуманитарного права и в нее вовлечены практически все государства мира. Ею занимаются как на правительственном, так и на общественном уровнях. И те же страны Прибалтики не являются здесь исключением, поскольку по миру разбросано большое количество латышей, литовцев и эстонцев.

Официальные Рига, Вильнюс и Таллин активно занимаются своими зарубежными соотечественниками, используя для этого специально созданные механизмы и неправительственные организации. Так что Россия тут не одинока, и абсолютно неуместно отрицать ответственность Москвы за судьбы российских соотечественников, проживающих за рубежом, заботу о них и необходимость защиты их законных прав и интересов.

А.Удальцов
BALTNEWS.lt / Анатолий Иванов
А.Удальцов

– Партнером Фонда в Литве является Центр исследований и защиты основных прав национальных меньшинств. Как происходит это взаимодействие?

– Известно, что принцип недискриминационного подхода к национальным меньшинствам включен в основные международные документы, гарантирующие и закрепляющие в договорном порядке права и свободы человека, а также обязательства государств по их соблюдению. Прямую ответственность за предотвращение дискриминации и защиту прав национальных меньшинств несут государства как основные субъекты международного права. Но важную роль в этом плане играют и многочисленные НПО, функционирующие в каждом государстве, с которыми Фонд активно взаимодействует.

В августе 2013 года по инициативе Совета общественных организаций российских соотечественников в пяти общественных организациях Литвы была создана ассоциация "Центр исследований и защиты основных прав".

В качестве своих приоритетных задач Центр определил бесплатную правовую помощь соотечественникам, проживающим в Литве, мониторинг их правового положения и литовского законодательства в правозащитной области применительно к национальным меньшинствам, повышение правовой грамотности соотечественников.

В 2015 году Центр направил в Фонд заявку о предоставлении гранта для финансовой поддержки его деятельности. Учитывая востребованность помощи Центра со стороны соотечественников, проживающих в Литве, заявка была удовлетворена. Финансовая поддержка Фондом этой неправительственной организации продолжается и в настоящее время.

– Есть ли какие-то совместные проекты?

– Если говорить о конкретных направлениях, то я бы отметил, что на счету Центра несколько выигранных судебных дел по защите участников военно-мемориальной деятельности. Намерены и дальше поддерживать его работу, если он будет ее запрашивать. Кстати, подобные центры существуют в 24 странах и каких-либо проблем в их деятельности не наблюдается.

– Что вы в целом думаете о положении русского национального меньшинства в Литве? Можно ли его назвать тяжелым?

– Беспроблемным его никак не назовешь. На положении наших соотечественников негативно сказывается политика официального Вильнюса, направленная на планомерную этническую ассимиляцию представителей диаспор, что, отмечу, все чаще вызывает озабоченность международных организаций.

Так, в своем заключении по Литве Консультативный комитет Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств в качестве серьезного недостатка продолжает отмечать образовавшийся правовой вакуум в вопросе регулирования ситуации с национальными и языковыми меньшинствами, проживающими в Литве.

Достаточно отметить, что до сих пор в литовском законодательстве отсутствует отдельный правовой акт, регулирующий права нацменьшинств. В 2009 году Сейм Литовской Республики не продлил срок действия закона "О национальных меньшинствах", а новый с тех пор еще не принят!

В посольстве России в Литве
BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
В посольстве России в Литве

– С какими проблемами в основном приходится сталкиваться нацменьшинствам в Литве?

– В Литве нацменьшинства сталкиваются с серьезными проблемами в получении образования на родном языке, просматривается фактическое вытеснение национальных языков из процесса обучения. Под различными предлогами сокращается число национальных общеобразовательных учреждений. Посудите сами: в 1991 году в Литве функционировало 85 школ с обучением на русском языке, а сегодня их осталось лишь 28.

Нельзя не отметить и еще одну вызывающую у нас серьезную обеспокоенность тенденцию в литовской действительности – заметную активизацию властями Литовской Республики в последние годы кампании по преследованию инакомыслящих, в первую очередь из числа российских соотечественников.

Конкретных примеров этого здесь немало.

Короче говоря, наш Фонд, судя по всему, на литовском векторе без работы в обозримой перспективе не останется.

– Новым министром иностранных дел Литвы стал глава партии консерваторов Габриэлюс Ландсбергис, который известен своей жесткой антироссийской риторикой. Как вы думаете, возникнут ли сложности в работе Фонда на литовском направлении в связи с этим?

– Следует иметь в виду, что деятельность Фонда осуществляется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и тех государств, на территории которых она проводится, в данном случае – Литовской Республики. При этом учитываются международные обязательства Российской Федерации, общепринятые нормы международного права, в том числе в области прав человека. Да и цели у нас вполне понятные и цивилизованные.

Позволяю себе процитировать Устав нашей организации: "Фонд осуществляет свою деятельность во имя развития демократии, социальной справедливости, уважения прав и свобод человека и национальных меньшинств, совершенствования отношений между человеком и обществом, между человеком и государством и воспитания гражданственности". С чем тут, скажите, можно не согласиться?

И, наконец, как новый министр иностранных дел Литовской Республики, так и другие руководящие деятели этой страны не должны забывать и о наличии в России достаточно многочисленной и активной литовской диаспоры…. Им также не стоит забывать, что положение своих соотечественников в зарубежье является одним из приоритетов внешней политики России и оказывает серьезное влияние на состояние двусторонних отношений с каждой страной.

Габриэлис Ландсбергис и Ингрида Шимоните
Габриэлис Ландсбергис и Ингрида Шимоните

– В этом году исполнилось ровно 30 лет со дня трагических событий возле Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Литовский Апелляционный суд ужесточил наказание осужденному по этому делу российскому гражданина Юрию Мелю. На ваш взгляд, насколько это решение можно назвать справедливым?

– Непонятно, о каком "справедливом решении" в данном случае можно говорить. Гражданин России Юрий Мель и еще 67 человек в результате неправомочного приговора литовского суда седьмой год находится в заключении, причем осужден он был за "преступления против человечности" с приданием закону обратной силы.

Весьма важное: по итогам длительного следствия и судебного разбирательства не была доказана причастность ни одного из обвиняемых к убийству у Вильнюсской телебашни 13-ти жителей Литвы и российского военнослужащего. Другими словами, убийцы находятся на свободе и их никто не ищет! Может быть, новое литовское правительство займется этим?

Полковник запаса российской армии Юрий Мель в зале суда, Вильнюс, 27 января 2019
AFP 2019 / Petras Malukas
Полковник запаса российской армии Юрий Мель в зале суда, Вильнюс, 27 января 2019

– В свое время вы говорили, что российско-литовские отношения находятся в так называемом тупике. Как вы думаете, есть ли у обоих государств шансы на диалог, хотя бы в перспективе?

– Российско-литовские отношения находятся не в "так называемом", а в самом настоящем серьезном тупике, и официальный Вильнюс продолжает усугублять ситуацию.

Шансы на диалог существуют всегда. Для этого необходима готовность и политическая воля обеих сторон не просто вести диалог ради диалога, но и решать возникающие и существующие проблемы, которых, замечу, не становится меньше! Российская сторона к этому готова, как подтвердил на днях президент нашей страны Владимир Путин.

И наконец, замечу: шараханье от России по всем направлениям и попытки ее изолировать уже давно, по моим убеждениям, наносят больше вреда самой Литве и одновременно оставляют нам больше маневра для укрепления своих позиций по другим азимутам.

Ссылки по теме