Турция и страны НАТО всегда будут искать способ обойти конвенцию Монтре, чтобы иметь постоянное присутствие в акватории Черного моря, и задача России – не дать им это сделать, считает директор Центра военно-политических исследований (ЦВПИ) МГИМО Алексей Подберезкин.
"Конвенция Монтре, конечно, не устраивает НАТО с точки зрения возможности создания условного "Черноморского флота" альянса. Им бы очень хотелось на постоянной основе иметь там боевые корабли", – рассказал порталу Baltnews Подберезкин.
Эксперт напомнил, что сейчас конвенция Монтре ограничивает срок пребывания военно-морских кораблей в зоне черноморских проливов двадцатью сутками.
"Американцы же хотят, чтобы там было постоянное присутствие нескольких судов, плюс военных судов не только прибрежных черноморских государств. Почему-то очень любят в этой зоне присутствовать датчане, норвежцы и тому подобные страны", – добавил политолог.
Он подчеркнул, что в связи с этим движение в этом направлении будет продолжаться, и оно было всегда.
"В свое время советский министр иностранных дел Андрей Громыко сказал, что нам могут и не понадобиться Босфор с Дарданеллами, поскольку мы можем одним ударом сделать два других канала. В свое время это повлияло на Турцию. Я думаю, возможно, нам тоже стоит намекнуть туркам, что мы можем сделать не только Стамбульский канал, если они будут нарушать конвенцию Монтре", – резюмировал Алексей Подберезкин.
Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что страна пока не планирует выходить из конвенции Монтре, поскольку канал "Стамбул" будет способствовать разгрузке Босфорского пролива и предоставит Турции суверенную альтернативу без ограничений в рамках данной конвенции.
Напомним, впервые идею строительства канала "Стамбул" Эрдоган упомянул в 2011 году. Завершить проект планируется к 2023 году. Канал длиной около 50 км будет пролегать параллельно Босфору, при этом конвенция Монтре на него распространяться не будет.
Конвенция Монтре от 1936 года устанавливает режим прохождения судов через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, согласно которому торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом военные корабли нечерноморских государств могут пребывать в акватории не более чем 21 день.