"Нам много не надо, возьмем миллиардами": Литва опять заговорила о "компенсациях"

Один из районов города Вильнюса. Литовская ССР
РИА Новости

Игорь Черников

Тема: Распаду СССР 30 лет

Литва готовится выставить Российской Федерации счет в 800 миллиардов долларов США в качестве "компенсации за оккупацию Советским Союзом в 1940–1941 и 1944–1990 годах".

Литва требует от России 800 млрд долларов США как компенсации за оккупацию. По 17 021 276 595,7 долларов за каждый год или по 46 601 036,87 долларов за каждый день. Иск к РФ равен ВВП современной Литвы за 16 лет (он составляет около 50 миллиардов в один год). Причем Вильнюс реально рассчитывает на получение этих громадных денег.

Древние еврейские мудрецы говорили: "Кто богат? Тот, кто доволен тем, что у него есть". Под "богатством" здесь подразумевается внутреннее духовное состояние.

В этом смысле Литва – государство нищее, недовольное тем, чем располагает. Вильнюсу хочется загрести побольше и желательно в американских долларах.

Власти страны не согласны с простой истиной "во всем надо видеть руку Всевышнего" в смысле "раз он не дал 800 млрд, нечего и выпрашивать". Тем более, когда российская сторона обещает не деньги, а "мертвого осла уши", как в 2005 году сказал хозяин Кремля.

Литовцы уверены – Господом тоже можно манипулировать.

Мертвого осла уши

"О возмещении ущерба с Россией говорить надо, даже если она затыкает уши и захлопывает двери", – считает убежденный русофоб консерватор Витаутас Ландсбергис, бывший спикер Сейма. Официальный пропагандист Эдмундас Якилайтис, когда "РФ молчит", старается вывести ее на чистую воду, показать миру "вранье российских писак, очевидную ложь и даже неприкрытую ненависть к странам Балтии, в том числе в контексте вопросов о компенсациях".

Сладкая парочка давно спелась и бульдозером продавливает выполнение закона "О возмещении ущерба, причиненного в результате оккупации СССР" от 13 июня 2000 года.

К слову, двадцать лет кряду ни одно литовское правительство не решалось приступить к реализации закона. Любая работа ограничивалась организацией групп, членам которых вменялось в обязанность подсчитывать убытки.

В эпоху президента Дали Грибаускайте председателем такой межведомственной комиссии была Раса Будбергите, которая затем трудилась министром финансов в правительстве социал-демократа Альгирдаса Буткявичюса. Но ни Раса, ни ее патрон о законе от 13 июня 2020 года ни разу не вспомнили и не внесли в повестку кабинета министров.

Витаутас Ландсбергис этот факт комментирует довольно своеобразно: "Некоторые правительства были склонны угождать России. Они слушали истерики разных крикунов, их демагогию о том, что Литва "сегодня-завтра ничего получит", поэтому об ущербе лучше забыть. А следовало бы исходить из принципа, что когда-нибудь этот вопрос будет решен".

Данный момент жизни государства – вполне подходящий для "выколачивания долгов". У власти стоят "птенцы" Ландсбергиса, его внук рулит в МИД, а Россия стала очень зажиточным государством с немыслимым золотым запасом.

Можно вести с нею речь не о "какой-то символической компенсации, примирении, не начинать переговоры с 1 доллара, а разом востребовать все 800 миллиардов". Однако пока не наблюдаются и потуги коалиционного правительства во главе с консерваторами на этом направлении, обижается на однопартийцев их вечный вождь.

Горы долларов откуда?

К слову, о деньгах. В 2012 году межведомственная рабочая группа Расы Будбергите оценила убытки от СССР "всего" в 80 миллиардов литов – это меньше 20 млрд долларов прямого ущерба за репарации, принудительные работы, ссылки, за потери государства, убытки для его природы и культуры.

"Все это считали по международной методике. Насколько эта методика обоснована научно? Сегодня я не могу утверждать, что она была хорошо адаптирована. Но что могли, мы сделали", – комментирует прошлое экс-глава группы ревизоров.

За восемь минувших лет ущерб от оккупации вырос в 10 раз, но и эта цифра не окончательна, как утверждает пропагандист Якилайтис. Она учитывает убийства жителей Литвы, геноцид, репрессии и преследования "лесных братьев", ущерб, связанный с национализацией имущества населения, насильственным сгоном в колхозы, экспроприацией ценных бумаг юридических лиц, эмиграцию 1944 года, ущерб общественным организациям и так далее.

Но все еще остается открытым вопрос о Литве как республике-доноре в составе СССР. В 2018 году по инициативе национального центра исследования геноцида и сопротивления на основании официальных отчетов было установлено, какими на самом деле были финансовые потоки между СССР и Литвой в первые 10–20 лет "оккупации", то есть до 1955–1965 годов.

Исследование провела рядовой бухгалтер Вида Комичене, специально нанятая центром для выполнения этой работы. Счетовод установила: по официальной статистике кабинета министров Советской Литвы, до 1957 года Вильнюс перечислил в центральный бюджет 25 миллиардов, а получил 1 миллиард. Вот вам, современные литовцы, еще 24 млрд "на иголки и хлебушек".

Возня в архивах продолжается. Как говорит Раса Будбергите, ей жаль, что подсчет ущерба не завершен и через 20 лет после начала. "Наш народ, наше государство должны точно знать, как проходила оккупация, которую Россия не признает до сих пор. Помнить, что мы были государством-донором, что хотим возвратить свое, а не нажиться, как доказывают российские пропагандисты".

Я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) не перестаю удивляться, как ловко приспосабливаются к прихотям власти бывшие провинциальные комсомолки и члены КПСС. Наша героиня – как раз из их числа.

Денег нет, но мы держимся

Финансовые разборки с РФ зашли в тупик? Да, но ничто не мешает Литве строить воздушные замки.

"Нельзя не поднимать этого вопроса, иначе мы предадим сами себя, свои принципы и все еще действительный закон. Необходимо постоянно информировать ООН, Совет Европы и ЕС о том, как продвигается решение этой проблемы, и какую поддержку мы получаем из этих международных организаций", – пишет новый сценарий Витаутас Ландсбергис.

По его словам, возмещение ущерба – это не нажива, а вопрос справедливости, и Литва хочет об этом говорить с миром, с Россией.

Консерватор согласен, что его страна совершила немало ошибок. Например, выбрала неподходящий момент для озвучивания цифр.

"Мы можем простить, принять символическую компенсацию, но мы не можем принять позицию, что никакой оккупации не было, что были счастливы, как говорят недоумки, которых мы слышали немало. Но мы не думаем, что были счастливы в СССР", – такова сегодня официальная позиция Вильнюса.

Власть считает: "Государство, если оно не в состоянии истребовать у России, которая колонизировала, оккупировала или военным режимом поработила независимую Литву, должно иметь некоторую ответственность перед своими жителями, перед людьми, чтобы их жизнь стала как можно лучше".

С другой стороны, каждому литовцу понятно: если когда-то слабая Россия в качестве компенсаций обещала "мертвого осла уши", то сильная Россия свое слово сдержит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме