В американском военно-аналитическом издании The National Interest вышла статья под заголовком "Мертвая рука": российская система ядерного оружия с одной ужасающей характеристикой". Речь идет о российской системе "Периметр", которую на Западе называют "Мертвой рукой" и "оружием Судного дня".
По мнению автора материала, система до сих пор функционирует в России и за последние годы была усовершенствована так, что сейчас представляет серьезную угрозу для США. Поводом для этого, как считает журналист, могло стать решение американского президента Дональда Трампа выйти из договора РСМД.
В статье упоминается интервью бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Виктора Есина телеканалу "Звезда", в котором генерал сообщает, что "оружие судного дня" до сих пор функционирует и модернизировано.
"За эти годы были загадочные намеки, что "Периметр" все еще существует. Это иллюстрирует один из курьезов этой системы: Советский Союз держал существование этой системы в секрете от американского врага, которого он должен был удержать", – пишет автор NI.
Журналист выразил уверенность, что если Россия сейчас открыто обсуждает "Периметр", то для остальных это причина забеспокоиться.
Система "Периметр", известная на Западе как "Мертвая рука", представляет собой полностью автоматический комплекс управления массированным ответным ядерным ударом, разработанный в СССР во время холодной войны в качестве последней защиты от агрессора.
Уникальность ее состоит в том, что она способна произвести запуск ракет в ответ на ядерную атаку автоматически, без необходимости физически нажимать кнопку.
Один из инженеров системы, Владимир Ярынич рассказал, что она разрабатывалась таким образом, чтобы пребывать в спящем режиме, до той поры пока высокопоставленным официальным лицом не активируется при чрезвычайных обстоятельствах.
Перед запуском ответного удара системой должны провериться четыре "если":
• Если система активировалась, она определила бы, использовалось ли ядерное оружие на просторах СССР с помощью системы специальных датчиков;
• Если бы это было так, системой проверилась бы связь с Генштабом;
• Если связь была, системой производилось автоматическое отключение. Через некоторое время – от пятнадцати минут до одного часа, которые прошли без намеков на атаку, она предположила бы, что перечень официальных лиц, способных отдать приказ об ударе, по-прежнему на месте;
• Если бы связь отсутствовала, "Периметром" принялось бы решение о наступлении "Судного дня", и тут же он отдал бы права по принятию этого решения любому, кто тогда мог пребывать в глубоком и защищенном бункере, обходя обычные многочисленные инстанции.
Более подробные сведения о "Периметре" не сообщаются из-за особой секретности проекта.