Что пишет пресса о первых ста днях Гитанаса Науседы на посту главы государства? Говорят, он сформировал имидж лидера, который не избегает открытого политического диалога. Среди плюсов президента называют его заметное присутствие как во внутренней, так и во внешней политике: много поездок, визитов, встреч, звонких слов. Однако его активность не всегда наполнена качественным содержанием.
Обобщая, можно сказать, что ТВ, газеты, сетевые издания рисуют обывателю портрет перспективного топ-менеджера. Но в Литве немало недоверчивых, особенно в провинции, которые не верят СМИ и видят президента всего лишь плохой копией предшественницы Дали Грибаускайте.
А как могут оценить первую стодневку Гитанаса Науседы, например, граждане России, постоянно проживающие в Литве, и другие, симпатизирующие россиянам граждане и жители государства? О мнении и настроениях этого слоя литовского общества официальная пресса не написала ни слова. Поэтому предоставляем площадку Сергею Резнику, президенту Ассоциации граждан России, постоянно проживающих в Литве, и попытаемся с его помощью прояснить ситуацию.
– Г-н Резник, с точки зрения литовско-российских отношений как можно оценить первые 100 дней работы главы государства?
– Их можно назвать ледниковым периодом. Внимательно слежу за словами и делами господина Науседы. Еще до дня инаугурации президент продемонстрировал преемственность взглядов Дали Грибаускайте. Например, 15 марта в дискуссии, организованной центром изучения Восточной Европы, он говорил о необходимости широкого сотрудничества со всем миром, включая страны Африки, Индию, Китай, государства Латинской Америки, США. Мол, говорить можно со всеми, искать баланс, как ищет его хороший дирижер, однако нельзя поступаться ценностями, из принципов вязать узлы. И дальше пошли слова в духе Грибаускайте: нельзя сотрудничать с теми, кто якобы ведет себя агрессивно.
Правда, некоторая турбуленция взглядов присутствует. Если "янтарная леди" агрессорами называла Россию и Белоруссию, то Науседа говорит только о Москве. А вот с Минском он готов сотрудничать на любых условиях.
– Наверное, можно вспомнить и доклад на 74-ой сессии Генассамблее ООН?
– Не можно, а нужно. Во время выступления в ООН литовский лидер в очередной раз заговорил о российской "угрозе" соседним странам и даже всему мировому сообществу. Науседа подчеркнул, что Кремль якобы не сделал ничего, чтобы заслужить доверие, заявил, что Москва продолжает "дестабилизировать" соседние страны, например, Украину и Грузию, подверг критике амбиции европейских лидеров, которые хотят создавать союзы с участием Москвы.
Президента Литвы не смутило, что зал заседаний во время его доклада заполнился только на 1/5. Видно было, что ему нравится вещать с главной мировой трибуны. Сам процесс нравится: парень из провинциального двора поднялся выше всех своих приятелей по детским играм.
А в результате прозвучали очень странные слова: президенту Литвы сегодня нет смысла встречаться с президентом Российской Федерации, потому что якобы не о чем говорить с Владимиром Путиным. Господину Макрону есть о чем, Фрау Меркель есть что обсудить, хозяин Белого дома находит время позвонить в Кремль по телефону. А главе небольшого, но принципиального государства говорить с соседом не о чем.
Почему в квадратные головы его советников не приходит очевидная мысль: а самому Путину интересен президент Науседа, как государственный деятель? Впрочем, двери в Кремль ни для кого не закрыты, за исключением самых одиозных фигур.
Хочу вспомнить визит в Москву эстонского лидера Керсти Кальюлайд. Умная женщина нашла приличествующую случаю возможность поглядеть в глаза российскому лидеру. О чем они говорили – не столь важно. Они установили личные отношения – это главное. И неслучайно в начале октября Кальюлайд выслала приглашение Владимиру Путину на Всемирный конгресс финно-угорских народов в Тарту.
Это нормальный жест вежливости в отношении главы государства, в котором часть населения – финно-угорские народы. Приедет московский гость или нет, неизвестно, но внешнюю политику Эстония выстраивает мудрую.
К сожалению, как иностранный гражданин, я могу только сожалеть о дремучих антироссийских настроениях, циркулирующих в литовской президентуре. На мой взгляд, много лучше для двух народов, если бы настроения изменились в сторону их потепления.
– Перед интервью вы сказали, что имеется совет для помощников главы государства.
– Специально для советников Науседы у меня припасен старый исторический анекдот.
Во время правления императора Александра III солдат Орешкин напился и буянил в кабаке. Его пытались образумить, указывая на портрет государя. Солдат ответил: a плевал я на вашего императора! Орешкина арестовали и завели дело об оскорблении царя. Познакомившись c делом, Александр понял, что история гроша ломаного не стоит, и начертал на папке: дело прекратить, солдата освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал.
– Надеемся, советники президента Науседы вычленят из анекдота мораль. Если отбросить в сторону шутки, что еще не радует "Русский мир" Литвы?
– Не уполномочен говорить от имени всего "Русского мира", но от имени его части скажу: настораживает абсолютно невнятная позиция Гитанаса Науседы по так называемому делу 13 января. Адвокаты подали апелляции, в которых подчеркивают, что в судебном процессе было большое количество нестыковок, особенно в применении уголовного права. Пишут, что литовской стороной не были представлены какие-либо доказательства вины осужденных.
Однако эта сторона процесса президенту не интересна. Он успел обвинить Россию в том, что она якобы не желает выдавать более 60 обвиняемых в военных преступлениях, а также выразил недовольство тем, что российская сторона начала следствие в отношении судей и адвокатов, участвовавших в деле. Но, к примеру, дружественная Украина тоже не спешит выдавать своих граждан, а претензий к Киеву не слышно.
Вмешиваться в судебный процесс президент, разумеется, не должен. Но требовать справедливого правосудия, а не позорного судилища, обязан. Ведь на карте имидж Литвы, как правового государства.
– Героизация гитлеровских пособников и других военных преступников – очень актуальная тема для Литвы…
– Животрепещущая и болезненная. Истинная позиция главы государства совершенно непонятна. С одной стороны, он призывает к мораторию на любые движения в этой болезненной исторической области. С другой, явно восхищается "лесными братьями". В Нью-Йорке пообещал Нийоле Браженайте-Лукшене-Паронетто, вдове Юозаса Лукши-Даумантаса, начать поиски останков очередного героя. Главу государства совершенно не смущает тот исторический факт, что Лукша работал в литовских лесах в интересах Франции. Юозас и Нийоле Лукша поженились в Париже в 1950 году, когда литовец тайно обучался во французской разведке – об этом открыто пишут литовские СМИ.
Если от частного перейти к общему, то нужно признать: преклонение перед гитлеровскими пособниками, военными преступниками и героями с сомнительной репутацией не красит главу государства.
– Что-то может измениться в будущем?
– 2020 год – год 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Не обольщаюсь насчет президентуры. Скорее всего, событие всемирно-исторического значения там не заметят, не поздравят ветеранов-победителей, в том числе – бывших воинов национального формирования, оставшегося в истории под именем 16-ой Литовской стрелковой дивизии.
Но конец января следующего года – это 75-летие освобождения Мемеля. Нынешняя Клайпеда – родной город Гитанаса Науседы. Неужели он пройдет мимо и этого события? Остается рассчитывать на добропорядочность главы государства.