Так сложилось, что этнические литовцы, так и представители других национальностей, воевали по обе стороны линии фронта – в частях Кайзеровской Германии и в полках Русской Императорской армии. Согласно легенде, первым павшим в войне оказался именно безымянный литовец, ратный подвиг которого увековечен в камне. Согласно другой версии, первым погибшим был отпрыск великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Но как бы ни было на самом деле, мы знаем, что только под российскими боевыми знаменами воевали в окопах Первой мировой войны более 60 000 жителей Литвы. А участники таких сражений, как оборона Гродненской и Каунассой крепостей, Виленского сражения, атак «мертвецов» под Осовцом и Сморгонью навечно вписаны в славные летописи.
Так что, в добрый путь, уважаемые читатели.
В качестве запевного материала BALTNEWS.lt предлагает читателям опубликованное в «Литовском курьере» интервью с руководителем российских научно-просветительских и культурных программ «Фонд исторической перспективы» кандидатом исторических наук Еленой Николаевной Рудой.
Почему выбор редакции выпал именно на этот материал? В нем исключительно удачно прослежены взаимосвязи событий 100-летней давности и сегодняшнего дня, видно, какие глубокие следы в истории оставила, казалось бы, далекая и полузабытая война.
- Какой была внешняя политика Российской империи накануне войны? Какими внешнеполитическими принципами руководствовалась Россия в то время?
- Российская внешняя политика формировалась веками под воздействием многих факторов.
Остов российской государственной идеологии с древнейших времен представлял учение о божественном происхождении верховной власти. Трактовался всегда не как право быть властителем, а как обязанность служения Русской земле. Принятие христианства дополнило эту концепцию идеи о верховной власти, как хранительнице и защитнице веры. И вот в этих условиях задача российской внешней политики стала на века формулироваться как защита своей земли, своей территории и миропорядка, основанного на традиционных христианских ценностях.
На практике цели политики требовали поддержания европейского равновесия и наличия вблизи своих границ дружественных государственных образований, которые в периоды международных кризисов могли бы быть определенным буфером. Отсюда и принципы внешней политики Российского государства: сохранение status quo и поддержка самодостаточных субъектов международных отношений.
Причем в каждом конкретном случае исходили из того, что было важнее для сохранения международной стабильности в данный конкретный момент.
Исключительно важную роль в этих процессах всегда играли такие качества русского народа, как толерантность и отсутствие этнического высокомерия. Ведь русское государство практически всегда с момента своего основания существовало как многонациональное.
XIX век нес в себе много ярких примеров внешнеполитической деятельности России в соответствии со своими принципами. Это организация устройства европейского континента после наполеоновских войн. Решение Бельгийской проблемы. Объединение Италии, независимость первых Балканских государств и многое другое.
С таким подходом к международной деятельности империя и подошла к началу XX века.
- В каком геополитическом положении находилась Россия в начале XX века?
- Это был очень непростой период для России. Она пережила тяжелую и позорную Русско-японскую войну, почти потеряла военно-морской флот, пережила революцию 1905 года.
В таких условиях в области внешней политики у империи не было достаточных сил и средств для решения геополитических задач. Поэтому установился определенный алгоритм поведения на международной арене: главное – сохранить достигнутые успехи и силы до появления в будущем благоприятных обстоятельств, которые позволят эти успехи развивать.
В условиях сползания мира к большой войне, а это, в общем-то, ощущалось в начале XX века, основные события концентрировались на юго-востоке Европы, на Балканах. Собственно говоря, там и началась Первая мировая война.
Политику России в этом регионе можно сформулировать так:
- поддержание на Балканском полуострове сложившихся к тому моменту status quo столь долго, сколько позволят обстоятельства;
- противодействие другой великой державе, которая попробует вмешаться в течение событий на Балканском полуострове;
- содействие по мере сил поддержанию, укреплению и мирному развитию малых государств на Балканах и вообще в центральной и юго-восточной Европе.
Всестороннее развитие малых государств рассматривалось в Петербурге как основа для распространения русского влияния. России даже удалось внести эти положения в некоторые международные документы, в частности, в договор между Россией и Австро-Венгрией. Но насколько трудно было реализовать эти принципы, стало очевидно уже в период Боснийского кризиса 1908 года.
- Елена Николаевна, напомните, пожалуйста, читателям, что это за кризис…
- Осенью 1908 года Австро-Венгрия изъявила намерение заменить оккупацию Боснии и Герцеговины и содержание войск в Новобазарском санджаке полной аннексией этих территорий. Россия всеми силами пыталась противостоять позиции Австро-Венгрии, видя в таком ее шаге прямое нарушение сложившихся международных обязательств. И одним из аргументов российской стороны был тот факт, что границы Новобазарского санджака были еще не сформированы окончательно.
Одновременно в России осознавали, что, не имея действенных военных, экономических и политических механизмов, невозможно воспрепятствовать действиям Австро-Венгрии на Балканах в тот конкретный момент. Поэтому возобладала такая тактика: увязать вопросы об отношении России к будущему Боснии и Герцеговины с вопросом, в частности, о статусе пролива – увязать, естественно, в пользу России. Целью такой тактики являлась попытка получить компенсацию за нарушение международного договора.
Это была точка зрения министерства иностранных дел в целом и конкретно министра Александра Петровича Извольского. Считали, что такая тактика оптимальна. Сам подход в МИД называли прагматичной политикой торга.
Но возобладала позиция Петра Аркадьевича Столыпина, главы правительства того времени. В итоге Россия решительно заявила, что хотя и не может воспротивиться аннексии Балканских территорий, но должна являться защитницей своих интересов. Именно такая позиция не лишила Россию статуса равноправного участника сложной и противоречивой международной игры в этом регионе. Хотя, повторюсь, у нее было очень мало сил в этот момент для решения своих геополитических и внешнеполитических задач.
- Каковы итоги Боснийского кризиса?
- Итоги Боснийского кризиса явились в большой степени результатом общего, неблагоприятного для России, соотношения сил. Но всегда надо уметь видеть и ближайшие результаты, и отдаленные последствия этих результатов.
Решить задачи, которые стояли перед русской дипломатией, не удавалось, но военный разброс Сербии был предотвращен. Кроме того, удалось добиться мирного урегулирования конфликтов между Турцией и Болгарией, в которой к тому моменту уже была провозглашена независимость. Черногория тоже получила экономические компенсации, хотя бы за свои территориальные потери.
И самое главное: в отношениях России с европейскими великими державами произошло сближение взглядов на ряд вопросов, вплоть до возможного изменения статуса проливов в благоприятном для России отношении. В перечислении положительных моментов можно добавить также наметившуюся тенденцию к сплочению Балканских стран, которой добивалась Россия. Это был прямой результат такой твердой международной позиции Русского государства.
В период последующих Балканских войн 1912-1913 годов результативно продолжить такую политику не удалось. Союз Балканских государств сохранить тоже не удалось. Руку к этому приложили другие европейские великие державы, боявшиеся усиления суверенитета Балканских стран, поскольку укрепление их суверенитета составляло основу усиления России в этом регионе Европы.
Но именно в результате развития событий Сербия становится основным союзником России на Балканах. Именно союзническим долгом в трагические дни июля-августа 1914 года и объясняется логика действий российского руководства.
- Могла ли Россия не вступиться за Сербию в 1914 году?
- Наверное, такое представить невозможно. Это было бы прямым отказом от внешнеполитических принципов, что неприемлемо. Более того, отказ от помощи Сербии не остановил бы агрессивных действий по отношению к Сербии со стороны Австро-Венгрии и Германии.
- Какие изменения предлагала Россия в геополитическом плане?
- К 14 сентября 1914 года министр иностранных дел России Сергей Дмитриевич Сазонов приготовил проект единых военных целей России, Франции и Британии в 12 пунктах, который союзниками Англии и Франции поддержан не был.
Среди прочего проект предполагал и ряд теоретических изменений, которые должны были быть осуществлены, исходя из принципов прав национальностей. Россия предлагала отделение от Германии нижнего течения Немана и восточной части Галиции, присоединение к Королевству Польши восточной Познани, Силезии, возвращение Эльзас-Лотарингии Франции, увеличение территории Бельгии, возвращение Шлезвиг-Гольштейна Дании, восстановление государства Ганновер.
Австрии предполагалась в будущем территория, состоящая из трех равноправных частей, включая Королевство Богемии и Королевство Венгрии. Сербия включала бы в свои границы Боснию, Герцеговину, Далмацию и Северную Албанию. Болгария получала бы территориальные приобретения в Македонии…
Фактически это был план послевоенного обустройства мира, в котором была бы крайне велика роль определенных традиционных ценностей и морали. Это была попытка организовать миропорядок таким образом, чтобы сильный никогда не мог возобладать над слабым.
- Отсюда, наверное, и особое воодушевление, овладевшее жителями Российской империи в начале войны?
- Совершенно справедливо: воодушевление базировалось на подсознательном понимании, что только такой подход к обустройству мира, упорядочивающий хаос в международных отношениях и основанный на моральных принципах, политически выгоден прежде всего России.
Защищая результаты своей многовековой истории, защищая свой суверенитет, Россия защищает суверенитет других. И наоборот, защищая суверенитет других, Россия защищает результаты своей многовековой истории.
Две мировые войны и события второй половины XX века вплоть до сегодняшнего дня, в общем-то, подтверждают правоту этого тезиса. Во Вторую мировую войну Россия, защищая свой суверенитет, защищала и суверенитет многих других государств. Фактически другие государства сохранили суверенитет только благодаря тому, что Советским Союзом была достигнута победа над аморальными и нечеловеческими планами мироустройства.
Лина УШПАЛИТЕ