Запредельный цинизм: как литовцы наживаются на украинских беженцах

© AFP 2022/ LOUISA GOULIAMAKI

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

В Литве разгорелись два скандала. Первый связан с жильем для беженцев с Украины. Второй – с хищениями денежных средств и гумпомощи, пожертвованных населением в пользу Киева.

В Паланге с приближением курортного сезона владельцы вилл и мини отелей гонят на улицу украинских беженцев.

Большинство из них получили крышу над головой марте в пустовавших на тот момент зданиях, но с условием на два, максимум – три месяца. Летом отдыхающие на тех же площадях принесут приморским предпринимателям много больше, чем 500 евро в месяц, выжатые из нищенских бюджетов "братьев и сестер".

Если сохранятся прошлогодние цены, то за небольшую комнату с крохотным санузлом и общей на 10 семей кухней приезжие выложат от 100 до 150 евро в сутки в зависимости от локации по отношению к морю и злачным местам. То есть одна комната даст хозяевам 3000–4500 евро в месяц. Дом из 10 комнат – от 30 000 до 45 000. Беженцы, разумеется, с такими цифрами конкурировать не в состоянии.

Где крыша дома твоего?

Бизнесменам безразлично, куда уйдут украинцы. Отведенную им в межсезонье роль финансовой подушки сыграли, дальнейшая их судьба – дело государства. Рядовые литовцы возмущены поведением предпринимателей: как можно позволять себе финансово выдаивать несчастных, а потом за ненадобностью выбрасывать на улицу?

В Паланге зарегистрировано 888 беженцев. "Горсовет не в состоянии обеспечить жильем всех. Такая услуга не предусмотрена функционалом. Здешние гостиницы, виллы, мотели, площадки с домами на колесах находятся в частных руках, – говорит мэр курорта Шарунас Вайткус. –  С юридической точки зрения претензий к арендодателям нет. Заключая сделки, приезжие понимали, на какие условия соглашаются".

Всего в Литву до 1 мая прибыло 50 тыс. украинцев. Государству расселять их некуда. По словам главы Минобразования Юргиты Шюкждинене, Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Друскининкай, Висагинас просят больше не направлять к ним постояльцев или вместе с планами по распределению новых учеников по школам передавать и планы по размещению детей с родителями в помещениях профильного подчинения. Фактически, в школьных или в детсадовских зданиях. Но существующие законы этого не позволяют.

Паланга, например, просила выделить места в домах отдыха и санаториях министерств и ведомств. Откликнулась только канцелярии МВД: оздоровительный комплекс Pušynas готовят для реабилитации раненых и контуженых украинских коллег. "Больше к этой теме мэрия не возвращалась", – признается градоначальник Вайткус.

Депутат национального парламента, бывший глава Минздрава (2016–2020) Аурелиюс Верига патетически восклицает: "Государство должно что-то делать". Что? В одночасье микрорайон на 50 тыс. жителей не построишь. Имеется 17 тыс. мест в запущенном жилом фонде, но нет денег на ремонт. Журналисты телеканала TV-3 сделали репортаж из Клайпеды. Здесь горсовет пытался всунуть украинцев в пустующие с 1990 года "общаги". Беженцы не согласились.

Председатель парламентского комитета по социальной политике и труду Миндаугас Линге защищает правительство: оно старается изо всех сил. Например, выделяет подъемные в размере 150 евро на взрослого и по 50 евро на каждого из детей.

Оппозиция откровенно издевается над бывшим советником Дали Грибаускайте: "Сам попробуй прожить на ничтожную сумму".

Полнейший миграционный беспорядок наблюдается в республике. Поэтому вопрос, сколько украинских беженцев к лету останутся в Литве без элементарной крыши над головой, открыт.

Больная тема

Отдельная головная боль для литовского кабинета министров – помощь детям с ограниченными возможностями и задержками в развитии. "Поддержка инвалидов со стороны государства в Литве ничтожна. Если говорить о беженцах, она практически отсутствует. Матери с больными детьми обречены на нищенское существование", – утверждают волонтеры и чиновники.

По официальной информации, прибыло почти 20 тыс. несовершеннолетних. Среди них 50 с отклонениями в развитии или ограниченными возможностями. По правилам ЕС, такие беженцы имеют право немедленно и без дискриминации пользоваться психологической помощью, специальным медобслуживанием, получать образование.

В Литве правила не работают. Даже в центрах регистрации не фиксируют состояние здоровья несовершеннолетних. В учетную карточку заносится только дата рождения и пол. Дальше все зависит от пробивных возможностей взрослых. К слову, литовцы в основной массе брезгуют предоставлять частное жилье семьям с детьми-инвалидами.

Ни в какие ворота

Новый скандал связан со сбором пожертвований в пользу Украины. Права оказалась Сальвия Бужелене из Партии регионов, предположившая, что выросшие как грибы компании по сбору денежной, продовольственной, медицинской, товарно-вещевой и другой помощи могут злоупотреблять отсутствием самого примитивного учета и контроля.

Чашу терпения переполнила информация о появлении команды волонтеров, собирающих с любителей домашних животных деньги на бездомных украинских котов и собак под лозунгом "Протянем руку братьям нашим меньшим".

"Тошнит от таких шоу. О своих убогих и несчастных соотечественниках подумайте! Ох, отрыгнется нам готовность бездумно откликаться на просьбы разного рода проходимцев", – возмущалась Бужелене.

Такой час настал быстро. Партнеры обвинили руководителя благотворительной компании "Люди Лукши" Гинтаутаса Маурицаса в присвоении денежных средств, собранных для военнослужащих украинской армии.

По иронии судьбы, за несколько дней до скандала мошенник на радио красочно рассказывал о поездках во Львов, куда лично доставлял деньги и "гуманитарку". Помимо прочего, в радиоэфире всплыла история с похищенным грузом. Он якобы пропал с неохраняемой автостоянки, а личный банковский счет Маурицаса одновременно удивительным образом пополнился крупной суммой.

Литовские волонтеры сменили ненадежную базу во Львове на Луцк, там вновь что-то непонятное случилось, а в квартире "сборщика податей" начался масштабный дорогой ремонт. Странные совпадения заставили партнеров призадуматься и публично обвинить Маурицаса в злоупотреблениях.

Нет сомнений, случай не единичен. В таких скользких делах хоть что-то, да и прилипает к нечистым рукам. Проблема в том, что благотворительность подобного рода в Литве никак не регламентирована. Она ориентирована на помощь вообще, а не на конкретного адресата, чем ловко пользуются мошенники.

"Нет ничего удивительного в том, что в подобных обстоятельствах появились структуры, во главе которых встали люди с корыстными интересами", – считает Миндаугас Лапинскас, называющий себя экспертом в области коммуникаций.

По его словам, примерно 20 фальшивых благотворительных компаний в Литве существуют и процветают. Они даже конкурируют между собой за сферы приложения сил.

Например, из Каунаса полицейские машины и автомобили скорой помощи на Украину в марте поставляла одна фирма, в апреле – другая. Однако сколько всего техники в сумме перегнали из Литвы, никому не известно. Как неизвестно, была она передана безвозмездно или, допустим, продана. "Отчетов никто не требует", – подытоживает Лапинскас.

Он отмечает: количество литовцев, согласных жертвовать деньги или вещи, иссякает. Собрать необходимое для нуждающихся трудно, а скоро, наверное, окажется невозможным. Сбывается худший прогноз Сильвии Буженене – общество мучается благотворительной отрыжкой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.