Гадости в избытке: что власти Литвы подготовили на День Победы

© Photo: Михаил Прощин

Руководители Литвы делают все возможное, чтобы минимизировать масштаб торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Возможны ли 9 Мая в Литве провокации? Они запланированы. Правоохрана не препятствует националистам глумиться над памятниками, установленными на братских могилах. Боссы полиции много говорят о превенции нарушений общественного порядка, однако не торопятся, например, остановить Милду Аугустинайте, которая готовится к съемкам документального фильма о беспорядках 9 мая в Вильнюсе.

Режиссер через СМИ набирает для участия в провокационной массовке негодяев из числа русских в возрасте 35-65 лет. Можно угадать отведенные им роли, даже не листая сценарий. Председателю парламентского комитета по национальной обороне и безопасности (КНБО) националисту Лауринасу Касчюнасу он по душе, иначе не поддержал бы инициативу новоявленной Николь Холофсенер, известной по фильмам "Достаточно сказано" и "Друзья с деньгами" – символичные для нашей ситуации названия.

Чтобы не распыляться, обобщим: гадостей власть заготовила с избытком.

Направление главного удара

Основная среди них – решение апелляционного суда от 6 мая по так называемом делу российского шпиона и руководителя секретной разведсети Альгирдаса Палецкиса. Коллегия из лучших блюстителей продажной литовской Фемиды оставила в силе наказание в виде шести лет лишения свободы. 18 месяцев узник совести отсидел в одиночке во время следствия, четыре с половиной года темницы впереди. Если не случится чуда, на свободу Альгирдас выйдет в 55 лет.

После оглашения окончательного решения Палецкис сделал сильное заявление смелого человека:

  • дело пустое, потому что суд так и не выложил на стол никаких доказательств шпионской деятельности,
  • обвинение базируется на показаниях педофила и сказках госбезопасности, что смешно с точки зрения закона,
  • дело становится огромным позором для всей литовской правоохранительной системы и государства; тюрьма – это попытка опорочить оппозицию,
  • правящий клан Ландсбергисов боится нашей партии "Рассвет справедливости", потому что мы рассказываем правду о событиях 13 января 1991 года, о социальном неравенстве и о суицидальной внешней политике Литвы – нашим государством управляют США,
  • вы не посадите идеи в тюрьму, они пробьются сквозь стены любых казематов,
  • это вызов, который мы принимаем, ждите ответа.

Пауки из клана Ландсбергисов не случайно максимально сблизили 6 и 9 мая (7–8 выходные дня, в понедельник 9-го уже поздно). Цель очевидна: запугать ту часть граждан и жителей, которая не согласна с проводимой внешней и внутренней политикой, одобряет военную специальную операцию РФ и не поддерживает киевскую хунту и украинских нацистов.

Репрессии против антифашистов давно стали излюбленным методом борьбы с инакомыслием. На фоне катастрофической ситуации на Украине они расцвели невиданно. Решением депутатов Сейма с 21 апреля запрещена публичная демонстрация георгиевской ленточки, а за демонстрацию литер Z, V предусмотрены огромные в сравнении с зарплатами штрафы. По примеру Латвии поступило в парламент и предложение лишать гражданства поклонников РФ и сторонников ВСО на Украине.

"У нас ситуация двояковыпуклая. Либо мы все немедленно выходим на площадь и каемся в том, что мы – русские, и просим прощения у всего прогрессивного человечества. Либо нас всех высылают из страны без права переписки", – цитируют журналисты антифашиста Виталия Белобровцева.

Чужая слава

Литовцев убеждают: "пропагандистское 9 мая не тот день, в который нужно вспоминать окончание Второй мировой войны". Альтернатива – 8 мая, когда победу над нацистской Германией отмечает вся цивилизованная Европа.

Главным паровозом в проталкивании такой инициативы стал столичный градоначальник Ремигиюс Шимашюс: "Призываю не теряться в понятиях. Если люди хотят отметить поражение нацистской Германии, то пусть делают это 8 мая, со всей Европой".

У этого высокопоставленного фашика много мерзопакостных планов, которые он намерен воплотить в жизнь – чем быстрее, тем лучше.

Что касается 8 мая, здесь есть вопросы. Например, имеет ли право Литва, палец о палец не ударившая против гитлеровской оккупации 1941–1944 годов, участвовать в общеевропейских торжествах? Как государство, она всячески поддерживала военные замыслы фюрера на востоке, направляла на фронт свои батальоны для ведения боевых действия под командованием немецких генералов, что подтверждают многочисленные документы.

От той части сынов и дочерей, которая в составе Красной армии боролась против немецкой машины на фронтах, в партизанских отрядах, в подполье, официальный Вильнюс давно отрекся и продолжает уничтожать память, разрушая обелиски павшим. Между тем на стороне СССР воевали около 100 000 жителей, преимущественно литовцев по национальности. Американская община собирала деньги в фонд Красной армии, чилийская, аргентинская, уругвайская закупали медикаменты, хирургические инструменты и переправляли грузы в Советский Союз.

Официальный Вильнюс не имеет абсолютно никакого отношения к победе, поскольку не желал ее и не приближал. В этом контексте Шимашюсу никто не мешает бороться с историей. Людей, которые 9 мая приедут на кладбища, чтобы почтить память о погибших, встретят информацией о войне на Украине – его популистская задумка.

Вторая – в корне преобразить мемориальное кладбище, на котором покоятся примерно 80 000 красноармейцев, советских партизан и подпольщиков. Градоначальник предлагает демонтировать монумент освободителям. Соответствующая просьба уже поступила в Департамент культурного наследия, заселенный нацистами.

Если варварским планам суждено сбыться, 9 мая 2022 года станет для вильнюсцев последним Днем Победы с величественным ее символом и Вечным огнем.

Автозаки ждут клиентуру

Заместитель генкомиссара полиции Арунас Паулаускас для порядка сообщил – обеспечивать порядок призваны 400 человек. Основное внимание они уделят "объектам повышенных рисков", которых по Литве насчитали 21. К "средним рискам" в МВД отнесли 180 памятных мест. Лично Паулаускас настроен терпимо и надеется, что до нарушений правопорядка дела не дойдут: "Потенциальных нарушителей придется фиксировать на видео, чтобы позднее определить размеры штрафных санкций".

Агенты департамента госбезопасности без дела тоже не останутся. Их задача сложнее – сфотографировать всех возлагающих цветы и венки. Так сказать, создать общереспубликанскую информационную базу потенциально ненадежных или даже откровенных врагов. Надо полагать, картотека без дела пылиться не будет.

Что любопытно, государственные мужи ожидают беспорядков исключительно со стороны граждан России и пророссийски настроенных жителей. Возможные провокации украинцев, которых в Литве около 55 тыс., а в Вильнюсе – примерно 30 тыс., даже теоретически не рассматриваются. Сторонникам киевской хунты, похоже, выдан карт-бланш: "Нельзя допустить, чтобы 9 мая стало символом поддержки России в войне против Украины".

Простой мысли о том, что погибшие в 1944 году при освобождении Литвы от фашистов никак не связаны с нынешними событиями, совершенно нет места в чиновничьих головах. Психозы нагнетаются сознательно. Значит, это кому-то нужно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.