Бешенство нищего духа: в Литве русофобы уничтожают даже Александра Пушкина

© BALTNEWS.lt / Алиса Глебова

В Литве полным ходом идут разговоры о необходимости срочных зачисток общественных пространств "от советского и российского хлама". Сколько здесь логики и сколько слепой злобы?

Мэрия Вильнюса сделала огромный шаг в деле моральной поддержки защитников киевской хунты. Фашиствующий градоначальник Ремигиюс Шимашюс едва не лично сменил первую табличку с названием улицы. Была она "Львовская" – стала "Львiвская".

Помощь, как сами понимаете, вселенского масштаба. Дудел оркестр, развевались флаги чужого государства, городские сумасшедшие аплодировали и визжали о славе чему-то. В памяти всплыл кавказский анекдот с антисоветским душком: "Славу Метревели знаю, Славу КПСС нэ знаю".

Действительно, о какой славе речь? Мочат нациков в сортирах повсеместно, страна утратила почти 20% территории, подчистую военный флот, почти всю авиацию, ПВО. По данным ООН, на 19 апреля более 5 млн беженцев ушли за кордон. Еврокомиссар по гуманитарной помощи и кризисному управлению Янез Линарчич заявил: количество эмигрантов может превысить 7 млн, Европа столкнется с крупнейшим кризисом.

Заместитель руководителя Нацбанка Сергей Николайчук 4 марта отметил: ВВП Украины сократился вдвое по сравнению с довоенным периодом. Министр финансов Сергей Марченко 14 марта сделал прогноз: "Негативные последствия будут колоссальными, потери составят от трети до половины ВВП".

По другой оценке, "речь идет о 500 млрд $, поскольку на долю 10 областей, где идут боевые действия, приходится половина ВВП". Марченко 20 марта заявил: "Около 30% экономики либо не работает, либо временно не работает".

Цэ зрада, славой не пахнет.

Пушкин в чем виноват?

Власти Каунаса, второго по численности населения города, говорят: война на Украине и 50 000 бежавших в Литву эмигрантов – подходящий фон для переименования местной прогимназии имени Александра Пушкина "во что-нибудь менее русское".

"Царского классика пора выбросить на помойку истории", – в каком ключе сегодняшний день видят провинциальные "пушкиноведы".

Слух о грядущих переменах мгновенно разлетелся не только по коридорам мэрии. Местные интеллигенты, а Каунас всегда был центром притяжения литераторов, художников, богемы, в недоумении: Пушкин в чем виноват? Священнослужители католической церкви разводят руками. Арнольдас Валкаускас, пастор прихода Святого Духа, с которым посчастливилось пообщаться в канун майских праздников, негодовал:

"Полная ерунда творится. Пушкин – поэт, принадлежащий цивилизации. Как Шекспир. Если бы школа носила имя президента РФ, понятной казалась бы необходимость смены названия. Но выбрасывать на городскую свалку Александра Сергеевича? Это, знаете ли, перебор, демонстрация абсолютной безграмотности и бездуховности".

Таким, как пастор, ответ в каунасском самоуправлении заготовлен. Дело в том, что в прежде преимущественно русской прогимназии наряду с русскими учатся украинцы, афганцы, филиппинцы, мексиканцы, американцы и венесуэльцы.

"Что общего у филиппинца с Пушкиным?" – риторически спрашивают в горотделе образования. Действительно, мало общего, но если завтра вдруг в школе появится эфиоп? Как тогда станут мотивировать готовность под шумок избавиться от Александра Сергеевича муниципальные чиновники?

К слову, они много дискутировали и решили – сохранить в микрорайоне Нижние Шанчяй улицу Русскую, поскольку "она была здесь издревле". Литовской поэтессе Саломее Нерис не повезло – таблички с ее именем исчезнут со стен зданий. В истории города сохранятся улицы, получившие имена русских деятелей межвоенной Литвы Мстислава Добужинского, Льва Карсавина, Владимира Дубенецкого, Александра Тыминского.

В Каунасе интеллигенты хотя бы ропщут, то в Вильнюсе поголовно молчат. В местном университете ученым и преподавателям с кафедры русской филологии "стыдно быть русскими". Заливаясь краской, они состряпали заявление, цитируем:

"Мы, члены академического сообщества Вильнюсского университета – преподаватели русского языка и литературы, исследователи, ученые – осуждаем агрессию России в независимой Украине и выражаем солидарность с гражданами государства, подвергшегося нападению cо стороны российского агрессора.

То, что происходит сейчас в Украине, не имеет ничего общего с теми выдающимися представителями русской культуры, которые сопротивлялись в прошлом и сопротивляются в настоящее время диктаторским и фашистским режимам".

Александр Сергеевич в меру сил и возможностей, как господа и декларируют, в прошлом сопротивлялся. Отчего ж стыдливым, но зашоренным боязно подать голос в защиту имени его? Заслуги Пушкина перед мировой культурой много выше заслуг Александра Тыминского, хотя он и создал в 1920 году каунасскую русскую гимназию, где директорствовал до 1 сентября 1940 года.

В целом довольно странно, что русским интеллигентам за Россию стыдно, а за Литву в контексте обсуждаемой темы, – нисколечко.

Шоры, узда и кнут

Конезаводчики утверждают, что к шорам на глаза обязательно прилагаются узда и кнут. Иначе всаднику сложно управлять лошадьми. Складывается впечатление, что у власти в Литве стоят опытные наездники, уздечкой и кнутом направляя послушных лошадей в нужную сторону.

Мы уже рассказывали о развернувшейся с подачи государства войне против памятников. От ассоциирующихся с Россией и советской идеологией символов планирует отказаться и Каунас. Пятиконечные звезды на мосту Витаутаса Великого через Нямунас задекорированы, из центра убрали бюст пролетарского поэта Пятраса Цвирки.

Уже готовы снять мемориальную доску, установленную на улице Баршаускаса. Памятный знак не устраивает власть тем, что указывает место, где в декабре 1926 года, сразу после фашистского переворота, расстреляли четырех коммунаров – Каролиса Пожелу, Юозаса Грейфенбергериса, Казиса Гедриса и Рафаила Черного.

Аналогично решено поступить с мемориальными досками на стенах фортов старой каунасской крепости. У власти появились сомнения, действительно ли здесь уничтожено такое большое количество советских граждан и европейских невольников – 4000 евреев в IV форте, 35 000 военнопленных в VI форте, 5000 евреев в VII форте, от 30 до 50 тысяч евреев в IX форте.

С воинского кладбища в Верхних Шанчяй убрали композиции "Родина" и "Солдат" работы скульптора Константинаса Богданаса (1926-2011). Оба произведения искусства были посвящены павшим советским солдатам и внесены в список объектов культурного наследия.

Закон против совести

Согласно законам Литовской республики, осквернение могил и мемориальных комплексов влечет за собой ответственность в виде штрафа, ареста, общественных работ или одного года лишения свободы. Сами понимаете, городским чиновникам Уголовный Кодекс не указ. Они его нарушают с почтительным уважением.

Богомольные каунасцы справедливо подчеркивают: случаев вандализма на кладбищах быть не должно. Их нужно рассматривать как провокацию. Если литовцы оскверняют памятники, кто-то может осквернить и памятники, важные для Литвы. "Акты вандализма по отношению к памятникам на кладбищах демонстрируют низкий уровень культуры", – убежден уже знакомый нам пастор Арнольдас Валкаускас.

Художник Алоизас Стасюлявичюс назвал осквернение символов памяти "свинством":

"Хотим мы этого или нет, но кто победил немецкий фашизм? Советский солдат! Кстати, он был не только русским, но и литовцем, латышом, эстонцем, украинцем и так далее.

Разве не нужно было бороться с фашизмом? Если бы Гитлер взял верх, литовцев стерли бы в порошок. А в чем провинились памятники, какой дурак додумался снести монументы в Клайпеде, Паланге, Кедайняй? За что? За прошлое? Памятники воздвигнуты тем, кто уже давно лежит в земле. Давайте хоть немного думать! То, что делается сейчас, – вандализм! Нельзя так обращаться с памятью павших".

Архитектор Ричардас Стульпинас не пожелал говорить соотечественниках, но предложил взглянуть на ситуацию шире:

"Что с литовцами случилось? Почему люди ведут себя все более и более деструктивно? Индия и Китай давно ждут конца белой расы и, кажется, дождутся. Насколько понимаю, агония началась. Даже если мы не зарежем друг друга, мы все равно будем уничтожены. Никак не могу понять, что мешает людям опомниться!"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.