Польская кость застряла в горле литовского Сейма: начались скандалы на национальной почве

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Литовско-польские "разборки" в парламенте Литвы на фоне российской военной специальной операции на Украине были предопределены. Тлевший скандал полыхнул в начале апреля.

Пятрас Ауштрявичюс из работающей в Европарламенте фракции Renew Europe предложил сформировать коалицию свободных демократических государств, которая возьмет на себя ответственность за военную победу Украины. В маяки, лидеры и моральные авторитеты Ауштрявичюс назначил Польшу и ее "теневого" вождя Ярослава Качиньского. Этот не побоится после победы Киева настаивать на реформировании ООН, Красного Креста и других скомпрометировавших себя международных организаций, к тому же находящихся под прессингом Китая и России.

Главная идея Ауштрявичюса сводится к следующему: верховодить в коалиции непременно должны страны Восточной Европы, а старожилы ЕС нужны как экономические придатки. Правда, Германия, Франция, Италия и прочие доноры с незавидной судьбой пока не ознакомлены, поэтому модель союза пока существует только в голове Ауштрявичюса. Наверное, там и будет похоронена.

На кого вы работаете?

У бывшего члена Сейма Литвы поляка Збигнева Единского (сейчас он является помощником депутата-однопартийца Чеслава Ольшевского) свои виды на Варшаву. Пан полагает: Rzeczpospolita Polskа должна срочно покинуть ЕС, НАТО и образовать с Российской Федерацией и Белоруссией общее славянское государство:

"Континент получит мощнейший славянский союз, основанный на христианских и семейных ценностях. Новое сообщество окажется выгодным гражданам Польши, а не кому-то с противоположного берега океана".

На следующем этапе к нему присоединятся денацифицированная Украина, Балканы, возможно, Греция, западнославянские Чехия со Словакией, позволил себе рассуждать Единский. Он не успел договорить, как в парламенте началось извержение дурной энергии.

В сторону фракции Избирательной акции поляков Литвы-Союза христианских семей (ИАПЛ-СХС) полетели громы и молнии. Сильнее остальных буйствовали либералы: ИАПЛ участвует в подготовке национальных соглашений по вопросам обороны и внешней политики, поэтому им хотелось бы услышать официальные объяснения по высказыванию члена политсовета партии.

Старосте польской фракции погасить пожар не удалось, хотя Рута Тамашунене пыталась достучаться до разъяренных коллег: "в зарубежной политике руководствуемся тем, что Литва является полноправным членом ЕС и НАТО, а Польша – один из ее стратегических партнеров в регионе".

Главный парламентский либерал Шимон Гентвил взвился: "на кого работает Единский?" Услужливые "подхрюкивающие" отметили: в 2014 году он призывал НАТО "разбомбить Киев и принудить "майданутых" к миру".

Молодая и малоопытная Рима Урбонайте, считающая себя политологом, вспомнила, как в августе 2020 года Единский оправдывал президента Александра Лукашенко – мол, тот всего лишь защищает Конституцию, а "литовцы не должны вмешиваться в чужие дела":

"Этот человек не имеет ничего общего ни с Литвой, ни с Польшей. Он лишь представляет интересы небольшой части избирателей, которые смотрят по ТВ "киселевых с соловьевыми".

Гнев парламентского большинства быстро перекинулся на всю польскую партию и далее на польскую общину. Она крупнейшая среди традиционных национальных образований Литвы, насчитывает почти 200 000 человек. Это около 7,5% населения, которое не распылено по всей территории, как, например, русское, а проживает компактно, является хорошо организованной и сплоченной силой.

Уже упомянутый Гентвил не пропустил возможности атаковать многолетнего председателя ИАПЛ Вальдемара Томашевского – тот 24 марта выступил в Сейме против поправок к Кодексу об административных правонарушениях, направленных на запрет Георгиевской ленты, литер Z и V, "символов российского авторитаризма, шовинизма и военной агрессивности". Как сообщают журналисты, Томашевский подчеркнул:

"Склонность к запретам – от безграмотности политических оппонентов. Запрет стал бы возвращением во времена большевиков, поскольку ленточка на самом деле означает героическую борьбу с настоящим злом – с фашизмом. Символ Святого [Георгия] не может быть отрицательным, только положительным".

Лидера ИАПЛ-СХС никто не слушал. Подавляющему большинству депутатов Сейма без слов ясно, на кого много лет работает в Литве польская партия, ее председатель и вообще практически вся община польских раскольников, всегда критически настроенная к центральной власти. Их очень не любил отец литовского национализма покойный Ромуальдас Озолас, недовольный тем фактом, что "поляки живут не на литовской, а на своей земле".

Придаток к антирусскому форпосту

Официальному Вильнюсу жизненно необходимо, чтобы местные поляки дышали в унисон со своей метрополией. Между двумя соседними странами давно заключен так называемый экзотический союз. Его суть в том, что Литва без Польши – беззащитный во всех смыслах ноль. Польша без Литвы всегда останется Польшей. Ее ставки выросли при Дональде Трампе, задумавшем превратить Варшаву в мощный антироссийский военный кулак.

Президент Джо Байден в ходе визита к полякам 26 марта наговорил с трибуны королевского замка такого, что в Вашингтоне за голову хватались: американским ведомствам пришлось отдуваться, уверяя, что Байдена не так поняли.

Но в Вильнюсе его поняли правильно – есть у США стратегия по смене режима не только в России, но и где бы то ни было – раз. Байден готовится к войне – два. Польша в этом сценарии играет не последнюю, а главную роль – три. Вывод: нужно держаться ближе к Варшаве, чтобы в нужный момент оказать ей любезность.

Сделать это можно, в том числе, заменив популярного у литовских поляков, но непопулярного у части официальной Варшавы Томашевского на марионетку. План не нов. В разные годы центральная власть предлагала альтернативы, но ничего не выгорало. Верх оставался за паном Вальдемаром. В марте 2022-м Вильнюс поставил на Чеслава Окинчица. Он человек из глухой глубинки, подписант Акта независимости от 11 марта 1990 года, дипломат и всем в своей жизни обязан литовской власти, поскольку без ее поддержки ничего из себя не представляет.

Наверное, у Чеслава могло бы получиться перехватить лидерство. Тем более момент для переворота выбрали самый подходящий: оппоненты навалились на председателя ИАПЛ за то, что тот предложил собирать гуманитарную помощь "для поляков из Львова". Не для жителей Украины, а конкретно для львовских поляков, как бы намекая – Lwow город польский.

Окинчиц травил Томашевского на всех этажах и даже медленно завоевывал популярность, особенно среди молодежи. Однако недаром говорят "не рой яму другому". В США отыскался Антоний Матулевич (Antoni Matulewicz), опубликовавший в польской прессе несколько неприглядных фактов из жизни потенциального пролитовского вождя польского национального меньшинства. Оказывается, Чеслав Окинчиц в свое время служил в КГБ СССР, что подтверждено документами из архива Витаса Томкуса (редактор газеты Respublika). Проводивший расследование журналист Ян Чеханович утверждает:

"Окинчиц в репрессивных структурах занимался антипольской деятельностью в то время когда Томашевского преследовали за повышенный интерес к гибели поляков в Катыни под Смоленском".

Катынь для местных – святое место. Кто бывал в музее, тот знает: большая часть расстрелянных жили именно на нынешнем литовском юго-востоке, в Янушах, Пабрадах, Троках, Шальчях, Эйшишках, Свенцянах и других польских местечках. Войско польское формировалось по территориальному принципу. Все сражались в Гродненском легионе, после чего оказались в лагере под Смоленском.

Эффект домино

Не только попытка дискредитации и смены лидера провалилась. Под вопросом решение Минобороны Литвы о расширении для нужд НАТО военного полигона "Руднинкай". Прежде намечалось завершить работы к 2026 году, но "обстановка потребовала ускориться", отметил военный министр Арвидас Анушаускас. Кабинет его поддержал. Слово за парламентом.

В Сейме возможны подводные течения. Дело в том, что речь идет именно о польской земле, пользуясь терминологией покойного националиста Озоласа, расположенной в Шальчининкайском районе. Местная на 100% польская власть против планов МО. Обещанные 100 рабочих мест никого не прельщают. История западноукраинского Яворова и Старичей, разнесенных в прах ракетами "Калибр", на слуху. Поляки абсолютно не желают ее повторения, о чем в парламенте уже объявила староста фракции ИАПЛ-СХС Тамашунене:

"Жителям района безразличны соблазны, которыми их прельщают: строительство жилья, дорог, инфраструктуры, новые возможности для малого и среднего бизнеса, инвестиции. Люди предлагают все плюсы подарить представителям титульной нации где-нибудь в Срединной Литве или где угодно, только не на польской земле".

Дискуссии разгораются. К маю ожидаются массовые протесты. Сила их будет напрямую зависеть от хода военной спецоперации России на Украине. В этом мире все взаимосвязано.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.