Скверный анекдот: украинские беженцы показывают Литве средний палец и крутят у виска

© AFP 2022/ LOUISA GOULIAMAKI

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Приезд украинских беженцев в Литву вскрыл ряд проблем. Стране не на что их содержать, а жителям республики в целом не очень этого-то и хочется.

У директора Продовольственного банка Шимона Гуревича из куртки украли портмоне с 1050 евро, документами, банковскими картами, семейным фото и древней иудейской молитвой.

Случился неприятный инцидент в тот момент, когда Шимон раздавал продовольственные пакеты беженцам с Украины: "Кошелек не выпал. Его забрал один из людей, кому я пришел помочь. <…> На возвращение денег и документов не рассчитываю. Отдайте хотя бы молитву".

Под занавес статьи познакомим читателей и с другими поучительными случаями. Увы, с каждым днем их все больше.

Разные подходы в приемах

Если же посмотреть на ситуацию сквозь призму статистики, по данным МВД Литвы официально зарегистрировано более 36 тысяч беженца-украинца.

Глава министерства Агне Билотайте ранее отмечала, что в стране нашли прибежище большее количество мигрантов, "поскольку некоторую их часть приютили родственники без регистрации в специально созданных центрах".

Оказывается, в отличие от сирийских, иракских, камерунских и иных беженцев, сразу попадающих в центры для иностранцев, граждане Украины изначально имеют право оставаться там, где хотят: "Государственные органы могут зарегистрировать их только в том случае, если они обращаются за пособиями".

На вопрос "Почему власти, невзирая на угрозы национальной безопасности, систематически не регистрируют приезжающих?" министр ответить не смогла.

"Большинство украинцев просят разрешение на проживание по гуманитарным причинам. Тем, кто приехал временно, выдают национальные визы, но таких – единицы", – помогла начальнице глава департамента миграции Эвелина Гудзинскайте.

Заглянем в недавнее прошлое. Когда в 2015–2016 годах в Евросоюз хлынули мигранты из Центральной Азии и Африки, президент Даля Грибаускайте заявила Брюсселю: человек 150 вполне сможем принять. В штаб-квартире ЕС возмутились и выделили Вильнюсу квоту в 1144 беженца. В итоге в Литву прибыло чуть более 400, поскольку никто из азиатов и африканцев не стремился в нищую страну, "где две зимы – зимой и летом".

В 2021 году сквозь границу с Белоруссией по так называемому северному трафику на территорию Литвы прорвались из Ирака и других неблагополучных государств 6000 нелегальных мигрантов. Они рассматривали страну в качестве перевалочного пункта на пути в вожделенную Германию, однако в силу обстоятельств 4400 человек оказались запертыми в литовские гетто за колючей проволокой, где влачат жалкое существование и периодически бунтуют против грубых нарушений элементарных прав.

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis
Лагерь беженцев в деревне Веребежай, Литва

То есть 20 000 украинцев в течение первых 20 дней для страны с населением в 2,760 млн жителей и маломощной экономикой – громадная цифра. В двух предыдущих случаях Евросоюз выделял сотни миллионов евро на содержание незваных гостей. Наверное, литовское руководство рассчитывало на финансовую поддержку извне и в третий раз. Но в Брюсселе решили, что помощь бегущим от войны подданным Киева есть бескорыстная обязанность каждой страны-члена сообщества, "национальный вклад в борьбу против российской агрессии", и денег пока не дали.

По подсчетам литовского Красного Креста, имеющихся средств хватит до 1 апреля. Кристина Мейде умоляет оказывать благотворительным структурам посильную помощь:

"Красному Кресту перевели 2 192 817 евро. 686 987 ушло на покупку гуманитарных пакетов, лекарств и на спецпотребности (что стоит за этой расходной графой, не уточняется) украинцев. 410 000 – на продукты и логистику. 212 500 на купоны для покупки промтоваров. 160 000 – на психологическую помощь детям. Оставшиеся 723 330 евро пойдут на продукты и гигиенические пакеты для 5786 человек. Денег не останется".

Но литовцы жертвуют неохотно, антирусская ура-патриотическая истерия сошла на нет – самим на жизнь не хватает. Население столкнулось с невиданной инфляцией в 14,38%, ростом цен на автомобильное топливо на 25% (бензин АИ-95 – почти 2 евро/литр, дизельное топливо – более 2 евро/л). Взлетели тарифы на отопление жилья в многоквартирных домах (на 70%), на электричество (на 30%), на природный газ для бытовых потребителей (почти на 50%). В магазинах заметно сократился ассортимент продуктов, но цены выросли на 20-30%.

Из уст экономистов звучат пугающие прогнозы. В частности, вице-президент конфедерации промышленников Марюс Дубниковас предполагает: "К концу 2022 года газ подорожает еще на 100%, свет – на 200%, бензин – на 70%".

У 65% литовцев, по статистике Минфина, нет никаких сбережений на "черный день". Однако правительство не торопится принимать пакет антиинфляционных законов, снижать налоги, выплачивать амортизационные пособия наиболее уязвимым группам населения – инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, детям с ограниченными возможностями и сиротам. Минимум до 1 июля рассчитывать на поддержку со стороны кабинета министров нет оснований.

Головная боль Литвы

Оборотная сторона медали заключается в том, что негде заработать. Благотворительная компания Stiprūs kartu (Сильны вместе) предлагает за деньги сдавать жилье украинцам. Подсчитано, что только в многоквартирных домах на сегодняшний момент пустует 210 000 двух- трех- и четырехкомнатных квартир. Суммарная площадь позволяет расселить минимум 500 000 человек.

Однако жилье украинцам предложили всего 7 тысяч литовцев. При этом предпочтение они отдают мужчинам или молодым парам без детей. Родителям с детьми, которых среди беженцев большинство, практически никто кров не сдает.

© AFP 2022/ WOJTEK RADWANSKI
Беженцы ожидают распределения на украинско-польской границе в Медыке, Польша

Дело в том, что закон всегда на стороне несовершеннолетних. Такую семью невозможно выселить, даже если она не платит за аренду или коммунальные услуги, за отопление и так далее. Трудно сказать, насколько большой должна оказаться задолженность по платежам, чтобы судья отважился принять решение в пользу владельца недвижимости, а не в пользу арендатора.

Крыша для украинцев – головная боль государства. Из-за потока, которому "не видно конца", в стране начинают вскрываться внутренние проблемы. Мэры небольших городов чувствуют, что центральная власть "бросила провинцию на произвол судьбы". На местах приходится самостоятельно изыскивать жилой фонд, новые больничные койки, переоборудовать под нужды беженцев инфраструктурные объекты за счет скудных районных бюджетов.

Без натяжки можно сказать: народ-коллективный ксенофоб, веками живший на обособленных хуторах, не рад наплыву чужаков. Показателен такой факт: только 8 депутатов парламента из 62 согласились временно уступить украинским беженцам свое жилье в общежитии Сейма Литвы, сообщила информагентству ELTA Юсте Радзявичюте из канцелярии законотворческой ветви власти.

Руководитель парламента Виктория Чмилите-Нильсен порадовалась, что народные избранники приложили руку к разрешению кризиса мигрантов. Однако сама спикер ни в свой дом, ни в роскошную квартиру отца, ни к многочисленным родственникам никого из нуждающихся не подселила.

Ситуация с трудоустройством зеркальна: получив все социальные гарантии наравне с гражданами Литвы, украинцы не стремятся работать, предпочитая клянчить пособия. Хотя "братьям и сестрам" более 800 компаний предложили 5200 рабочих мест, по состоянию на 20 марта вышли на работу всего 400 человек.

Пресс-атташе национальной службы занятости Милда Янкаускене по телефону сообщила: "Больше всего предложений с пометкой "Вітаємо українців" приходит от производителей продуктов питания, швейных мастерских. Работу предлагают торговые сети, гостиницы, рестораны, строительные компании".

Президент национальной конфедерации бизнеса Андрюс Романовскис подчеркнул для нас: "Приезжие не спешат с поиском работы. Пока нет соответствия между ожиданиями работодателей и квалификацией потенциальных работников. Предложений много больше, чем кандидатов на вакантные места".

О том, что литовские сутенеры трудятся в поте лица и активно вовлекают украинок в проституцию, никто из собеседников не обмолвился.

Беженцы в напряге

Бежавшие с Украины не скрывают – они приехали в Литву отдохнуть, а не "вкалывать за 400 евро от зари до зари". Президент Белоруссии Александр Лукашенко абсолютно прав: "к белорусам бегут нищие, а состоятельным украинцам подавай Европейский союз, как было обещано. Они там скоро так сильно нагадят, что немцы и другие европейцы начнут молиться на иммигрантов из Турции или Эфиопии".

Единственное, что в Литве реально напрягает беженцев, – это места для детей в дошкольных учреждениях и школах. По неуточненным данным Минобразования, прибыло около 6000 несовершеннолетних, а в школы смогли зарегистрировать только 1500. Для остальных в срочном порядке готовятся группы и классы.

И вот здесь в полной мере проявилась "козацька" гоноровость и генетическая склонность к махновщине. Родители для своих чад требуют только педагогов со знанием украинского языка и создания этнических классов в государственных школах с русским языком обучения. Чиновники Минобразования в шоке: например, в столице Литвы из тысяч владеют "мовою" одна воспитательница детского сада и одна учительница начальных классов.

Учебников на украинском, разумеется, в природе нет. Программы обучения утверждены Министром образования и никак не адаптированы к появлению учеников с Украины. Пушкин есть – Шевченко нет, Ахматову на Лесю Украинку никто не позволит менять, как этого хотелось бы мамам и папам с непомерными запросами.

"Здесь вам не пятизвездочный отель "все включено" и не развлекательные клубы с аниматорами", – возмущаются педагоги. Их поддерживают немало жителей Литвы, все больше недовольных людьми, которых страна приняла в трудную для них и для себя минуту. На бытовом уровне напряжение в обществе нарастает, подпитываясь фактами неуважительного отношения гостей к хозяевам.

Например, в центре Вильнюса группа пьяных парубков горланила "Щэ не вмэрла". Пожилая дама сделала молодежи замечание, в ответ получила сотрясение мозга и сломанные ребра. Украинцы считают ниже своего достоинства рассчитываться с водителями такси и в магазинах. На продовольственных рынках выбирают лучшие продукты и уходят со словами "Слава Украине!" Так же ведут себя в салонах красоты: "Мы беженцы, нам можно не платить".

В Клайпеде по квартирам стали ходить крепкие мужчины, выпрашивая деньги на помощь сражающимся ВСУ и добровольческим батальонам. Если жилец отказывал, ему угрожали расправой: "Мы тебя запомнили и свое ты получишь". Полиция то ли не в состоянии навести порядок, то ли не желает.

Наконец, еще один скверный анекдот: врач-педиатр по своей инициативе устроила в нерабочее время прием маленьких украинцев. Никому из родителей не отказала в помощи. Была счастлива, что безвозмездно поддержала оказавшихся в беде. Собираясь домой, не нашла кошелька, мобильного телефона, ключей от автомобиля и самой машины, припаркованной на стоянке возле поликлиники.

Как после таких случаев уважать людей, по любому поводу показывающих жителям Литвы средний палец?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.