Фронтовые сводки с отложенной войны: Литва в конструктивной неопределенности

Назначенное американцами вторжение РФ на Украину вновь отложено на неопределенное время. Все в растерянности, а Литва в шоке.

Армия России во второй половине февраля достигнет такого уровня готовности, что будет в состоянии начать полномасштабную наступательную операцию на Украине, сенсационно, "с аптекарской точностью" заявили горячие эстонские парни, опровергая прогнозы центрального разведывательного управления США и спецслужб других стран НАТО.

"Тебе бы, начальник, книжки писать!": о чем вещает эстонская разведка >>>

Предостережение прозвучало в докладе военной эстонской разведки. Больше ничего интересного "герои плаща и кинжала" накопать не смогли: ни точного часа вторжения, ни численности ударных группировок, карт, тактических и стратегических целей, ни ближайших задач и конечных рубежей, на которых россияне планируют закрепиться.

Эстонцы не додумались нанять консультантов по оперативному искусству. В итоге получилась отвратительно пошлая болтовня, домыслы, фантазии. Халтура, а не разведдонесение.

Плавится литовский разум

Жаль, что доклад департамента государственной безопасности (ДГБ) Литвы об угрозах национальной безопасности будет в 2022 году готов лишь в конце марта-начале апреля. Тоже могли бы вписать десяток абзацев об "агрессивных" намерениях РФ. Не судьба.

Придется им, видимо, заменить русских на Аудронюса Ажубалиса. Консерватор такого наговорил про США и президента Джозефа Байдена, что впору включить этого депутата Сейма из комитета по иностранным делам в список врагов Литовского государства.

Во-первых, "дипломатический волк", как окреcтили Ажубалиса пропагандисты с портала Delfi, камня на камне не оставил от Белого дома за команду эвакуировать американцев с Украины. "Такие драматические решения сеют панику в странах Запада, играют на руку планам Кремля".

Во-вторых, заявления президента Америки об отказе отправлять военнослужащих на Украину "породили неопределенность и растерянность не только в Киеве, но и в головах политиков из стран-членов Европейского союза и НАТО. Это тоже на пользу России".

В-третьих, одна из задач российского руководства – заложить в головы европейских вождей мысль о том, что "Украина может быть государством, но членом НАТО не имеет никакой возможности. Отсюда шантаж гигантским напряжением в Европе. Это работает, своей цели Россия постепенно добивается".

В-четвертых, "Москва не спеша плетет паучью сеть вокруг Украины, меняя политические нарративы ее жителей". При этом коллективный Запад во главе с США российской столице помогает, поскольку не говорит в ее адрес "Нет".

В-пятых, "тихое согласие с российским вето на расширение НАТО будет означать и закат самого альянса". Не нужно в такой угрожающей ситуации жалеть времени и коллективных усилий, чтобы отучить Кремль диктовать свою волю соседним государствам.

Тихое согласие Науседы

Не об Украине беспокоится консерватор Аудронюс Ажубалис. О Литве. Боится – в критической ситуации все творящееся вокруг Киева повторится вокруг Вильнюса. Тем более, что источником тревоги становится даже президентская резиденция на вильнюсской площади Дауканто.

Дело в том, что Гитанас Науседа не изъявил желания вылететь в Киев, чтобы лично высказать поддержку братьям в тяжелый для них час. Если воспользоваться терминологией Ажубалиса, "тихо согласился с российским вето на расширение НАТО". За что тут же получил гигантскую порцию самой жесткой критики, начиная со дня инаугурации в июле 2019 года.

Первым политическую "диверсию" разглядел подписант Акта независимости от 11 марта 1991 года Альбинас Янушка. Поведение главы государства он назвал "позорным". Впрочем, Янушка этим же словом охарактеризовал позицию глав Латвии и Эстонии. "Все могли оказать моральную поддержку воюющей стране, но не оказали".

Науседа сам виноват. На протяжении нескольких лет болтал: "защищая себя, украинцы защищают и Литву, и все остальную Европу". Но проглотил язык, как пришло время перейти от слов к действию. К счастью, президент не остался в одиночестве. Аналогично поступили все высокопарные ораторы, много говорившие о поддержке братьев с берегов Днепра.

Бывший министр иностранных дел Линас Линкявичюс тоже возмущался отсутствием готовности "выставить живой щит", хотя и отметил – Литва как раз среди тех немногочисленных стран, которые что-то делают [в пользу Киева.]

Политический обозреватель Витаутас Бруверис заявил: такое поведение на линии фронта, как поведение президента Литвы, дает Кремлю возможность глумиться над лидерами европейских государств. Чем Москва с удовольствием занимается.

Перемога или зрада?

Янушка, Бруверис, Линкявичюс похожи на алкоголиков, которые на любую проблему реагируют однообразно: "надо выпить!". Опрокидывая стакан, они делают вид, что возлияние не только объединяет, но и превращает пьяные разговоры в патриотические.

У всех литовских политиков, политологов и экспертов одинаково постные лица, похожие на лица безинициативных клерков, с утра до вечера произносящих заученные речи. Даже глава МИД Габриэлюс Ландсбергис – всего лишь один из них. Его хватает только на обращение к европейским коллегам с призывом организовать на Украину "серию визитов высокого ранга".

Свое появление в Киеве Ландсбергис тоже рассматривает как "визит высокого ранга". Запланировали его на 24–25 февраля. Едва прозвучала дата, у журналистов информационного агентства Elta вытянулись лица: как 24–25, если ЦРУ США назначило войну на 16, а эстонская разведка – на 21–28 февраля?

"Или вы не верите в вероятность российской агрессии?", – спросила пресса, но никакого ответа, как часто это бывает при общении с руководителем внешнеполитического ведомства, не получила. Увы, умное лицо – это еще не признак ума.

Пока "верхи" лаются между собой, "низы" живут повседневными заботами и радостями. Коммерческий телеканал TV3 подготовил репортаж из глубинки "Кризис на Украине расколол Литву надвое". Страну удивили жители граничащего с Белоруссией Шальчининкайского района, компактно населенного поляками. Они проклинают Запад и ждут Владимира Путина-Освободителя. При этом верят, что ожидание не затянется.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.