Хруст в кармане мешает политикам Литвы расслышать голоса недовольных граждан

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis

Недавняя протестная акция у Сейма Литвы в очередной раз продемонстрировала, что правительство так и не смогло донести до населения смысл устанавливаемых ковид-ограничений.

На прошлой неделе, 13 января, в Вильнюсе на площади у Сейма состоялся очередной митинг против действий литовского правительства и ковидных ограничений. Уже в четвертый раз организаторами протеста стал "Союз семей" Литвы. Дату участники акции выбрали символическую – годовщину событий у Вильнюсской телебашни в 1991 году.

С самого утра участников митинга встретили особо усиленные отряды полиции. Как уже многие успели заметить, такого огромного количества представителей правоохранительных органов не видели со времен обретения независимости. Часть парламента была огорожена забором, а на подъезде к самому зданию дежурили патрули. Помимо этого, на въезде в Вильнюс установили полицейские КПП, которые тщательно проверяли машины и автобусы с национальной символикой. 

По официальным сводкам, всего на площади собрались около 750 человек. Протестовали против действий правительства, связанных с коронавирусом. Людей могло быть и значительно больше, но многих активистов просто не впустили в столицу.

Параллельно на фоне протеста проходила официальная церемония по вручению Премии свободы, на которой выступали первые лица страны. Во время речей премьер-министра Ингриды Шимоните и председателя Сейма Виктории Чмилите-Нельсен раздавались крики "стыдно" и звуки барабанов. Что, впрочем, было ожидаемо.

Шимоните поспешила обратиться к протестующим: "То, что вы сегодня можете свистеть, когда я говорю, это тоже часть завоеванной свободы". Но осадочек все равно остался.

Во время своего выступления президент Литвы Гитанас Науседа дождался лишь скромных аплодисментов, но хотя бы не был освистан. Это уже говорит пусть о минимальном, но доверии граждан.

Люди, собравшиеся на площади, стояли с плакатами, на которых было написано: "Стоп диктатуре", "Не за такую свободу умирали литовцы", "Не для того мы вернулись из эмиграции, чтобы снова эмигрировать".

Литовцы во время антиправительственного митинга в Вильнюсе, Литва, 13 января 2022 года

Иронично, что за пару дней до праздника на веб-странице Сейма появилась следующая запись:

"В январе 1991-го Литва, испытав на себе "советскую военную агрессию", тысячи литовцев смело защищали восстановленную независимость Литвы. Сильные духом, наполненные непреодолимой решимостью безоружные люди стояли против танков и автоматов советских агрессоров. От советских агрессоров погибли 14 защитников независимости Литвы, сотни из них были ранены.

Самым главным в те дни было сплоченность людей перед лицом этой опасности. Символом единения стала Площадь независимости, у костров которой днями и ночами дежурили люди, прибывшие из всех уголков Литвы. Ежегодно 13 января напоминает нам об отвоеванной победе – свободе Литвы и ее героях, борцов за свободу укрепляющих веру в будущее Литвы".

Многие из несогласных приняли этот текст как издевательство, особенно после почти двух лет неоправданных ничем диктаторских ограничений.

Мирный митинг "фашистов" и "агентов Кремля"

Уже после самого митинга официальные представители полиции заявили, что несмотря на шум, митинг прошел мирно, задержанных не было, нарушений тоже не зафиксировали. Но это не помешало литовской прессе начать активно поливать грязью всех участников.

Стоит отметить, что на следующий день после протеста Науседа отказался давать журналистам какие-либо комментарии по поводу событий у Сейма. Вместо этого он демонстративно развернулся и ушел в сторону своего автомобиля.

Зато высказались другие, не менее известные персонажи. К примеру, советник мэра Вильнюса Каролис Жукаускас назвал протестующих "пятой российской колонной", "полезными идиотами" и "раковой опухолью общества". Не слишком ли неосторожное высказывание для человека, занимающего такой высокий пост? Извинился ли как-то мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс за своего коллегу? Конечно же нет.

Эти события не прошли мимо довольно известного деда, главного борца с "советским режимом" – Витаутаса Ландсбергиса. Хотя он, скорее всего, побоялся выступить на сцене 13 января. Еще бы, ведь после упоминания его имени у половины страны начинают трястись руки.

Старый дед назвал протестующих "фашистами" и "Единством" (это движение противопоставляло себя "Саюдису" в эпоху перестройки). То есть теперь все, кто несогласен с политикой консерваторов, автоматически зачисляются в фашисты. Очень демократично.

Литовский богатырь на страже демократии

Удивительно, но за пару дней до митинга всемирно известный литовский "богатырь", "самый сильный человек планеты" Жидрунас Савицкас тоже призвал людей к митингу и заявил о своем участии. Это уже само по себе стало сенсацией.

В интервью газете Vakaro Žinios спортсмен акцентировал внимание людей на важности собраться у Cейма 13 января. Савицкас также говорил о том, что власти ни капли не сомневаются в своих действиях, поэтому люди должны им напомнить, что они не правы и гражданский лимит доверия к ним исчерпан.

"Литовский богатырь" отметил, что помимо очевидных проблем с правительством, наблюдаются и трудности с воспитанием молодежи. С 1991 года реформированная система образования была направлена на взращивание рабов, которые не умеют и не хотят думать, и которыми легко управлять.

Более того, мало кто из молодых людей воспитывался в духе патриотизма, а от родителей большинство из них ничего, кроме материальных подачек, не получило. А ведь как раз молодежь должна спросить с правительства за сегодняшнее состояние социальной, экономической и политической реальности Литвы, считает спортсмен.

Сам он тоже немало пострадал от действий правительства: из-за карантина его спортивные клубы долгое время не работали, при этом обещанную финансовую помощь от правительства он так и не получил. 

Уже во время самого протеста Савицкас заявил:

"Никогда не мог подумать, что спустя 31 год мы будем жить в диктатуре, мы будем жить в империи зла, где если ты хочешь учиться или работать, тебе нужен антиконституционный паспорт животного. Это позор нашей власти и такая власть должна уйти как можно быстрее".

Прощай, дорогое правительство

Протестной реакции населения на ковид-ограничения вполне следовало ожидать. Особенно если держать в уме абсолютно провальные внешнюю и внутреннюю политику. Многие общественные деятели уже заявили, что это отнюдь не последний протест. Следующие митинги назначены на 16 февраля и 11 марта.

В рейтингах народной ненависти Шимоните "и компания" даже удалось победить главного "плохиша" литовской политики – Андрюса Кубилюса, возглавлявшего правительство с 2008 по 2012. Недавно казалось, что дно уже было пробито. Сейчас кажется, что нынешний кабинет министров воистину "бездонный".

Более того, правительство не делает ничего, чтобы хоть как-то изменить и без того напряженную ситуацию. Напротив – оно постоянно ее лишь усугубляет. Его действия больше напоминают поведение шизофреников, а не продуманные действия компетентного руководства.

Китай, Белоруссия, управление пандемией, взлетевшие до небес цены на отопление – вот последствия правления нынешнего кабмина.

Бремя всех этих тягот ляжет, как обычно, на плечи обывателей и представителей бизнеса. Но всему есть свой предел. Бизнесмены, раньше лояльно относившиеся к власти, начинают нервничать. Особенно после катастрофических убытков из-за конфликта с Китаем. 

Постоянная же маргинализация протестующих указывает на страх, имеющийся у представителей власти. Иначе бы они не выстраивали все эти заборы и ограждения. Боязнь государственного переворота заставляет их использовать все более жесткую риторику в отношении граждан своей же страны.

По ту сторону забора стояли обычные люди, многие пришли со своими семьями, детьми. Они хотели выразить свое несогласие и указать власти, что существует и другая Литва.

Реальный же госпереворот совершили именно политики, превратившие Литву в свою личную кормушку и уничтожившие шансы страны на достойное будущее. Сам факт очернения несогласных с консерваторами и либералами уже указывает на то, что политики проиграли и в скором времени их режиму придет конец.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.