От пандемии до "Беларуськалия": каким запомнит Литва 2021 год

Этот год выдался в Литве богатым на события. Но вряд ли гражданам будет приятно вспоминать о них. О том, каким 2021-й останется в памяти жителей страны, рассказал политик и общественный деятель Альгирдас Палецкис.

Уходящий год точно останется в памяти литовцев, но вряд ли будет ассоциироваться с чем-то хорошим. Миграционный кризис на границе с Белоруссией, пандемия коронавируса, преследования оппозиционных политиков – самые яркие события 2021-го.

Baltnews попросил оппозиционного литовского политика и общественного деятеля Альгирдаса Палецкиса подвести итоги непростого года.

Альгирдас Палецкис

– Г-н Палецкис, в этом году одной из самых острых проблем для Литвы был миграционный кризис. Почему власти республики так упорно борются с нелегальными мигрантами и не идут на контакт с Минском?

– Они просто были застигнуты врасплох этим летом, когда Белоруссия перестала останавливать поток мигрантов, который всегда был. Наши власти не были готовы, и у них началась паника, это было ясно и видно летом. Поэтому они людей поворачивают обратно в Белоруссию, хотя по всем международным законам они должны как минимум принять этих людей.

Нужно им помочь добраться до Германии и других стран, а мы вместо этого закрыли их в "концентрационных лагерях". У нас фактически негуманное отношение к почти пяти тысячам людей.

Почему официальный Минск не говорит с Вильнюсом? Во-первых, я думаю, просто не хватает дипломатических навыков. Во-вторых, они сами себя загнали в угол, когда почти 30 лет твердили, что Белоруссия – это "диктатура".

И в-третьих, я думаю, что это все делается под чутким руководством США, так как им выгодно создавать новый очаг напряжения около российской границы.

Для Евросоюза четыре-пять тысяч беженцев (по сравнению с сотнями тысяч, которые каждый год попадают в ЕС) не являются большой проблемой. Но это позволяет давить на Белоруссию, представлять ее как "проблемную" страну. Показывать, что у Литвы есть замороженный конфликт на границе.

© Sputnik
Лагерь нелегальных мигрантов на белорусско-польской границе

Кроме того, Брюссель не хочет ссориться с Вильнюсом,ведь у него есть право вето, которое он может наложить на другие решения Евросоюза, если почувствует, что его обижают.

Пандемия COVID-19

– В 2021 году в Литве продолжалась пандемия коронавируса. Был период, когда страна была одним из лидеров в мире по уровню смертности. На ваш взгляд, какие ошибки совершила власть?

– В самом начале [пандемии] была определенная паника, и власти были полностью не готовы к новой ситуации. Хотя уже было ясно, что появился новый вирус.

Кроме того, у нас [в Литве] хромает система здравоохранения. Высокая смертность была вызвана еще и тем, что люди с другими болезнями не получали должного ухода за ними, потому что все силы были брошены на пандемию.

Кроме того, сама информационная политика властей была неправильной. Осуществлялись запугивание, давление на людей, намеки на принудительную вакцинацию, что очень многих насторожило.

Но все-таки главная проблема, по мнению экспертов, – очень острый дефицит специалистов в самой системе здравоохранения. Наши медики уезжают за границу из-за малых окладов, на Западе они получают в пять-шесть раз больше, чем в Литве.

Транзит калийных удобрений

– Сейчас власти Литвы заявляют, что надо как можно скорее остановить транзит грузов "Беларуськалия", хотя при этом признают, что это сильно ударит по экономике. В чем причина такого поведения руководства страны?

– В том, что наш министр иностранных дел [Габриелюс Ландсбергис] зачастил в Вашингтон. Он фактически не выезжает оттуда, может быть, там уже у него резиденция. И в определенных слоях США было принято решение, чтобы полностью давить на Белоруссию и отсечь ее от экономических каналов.

© AFP 2022/ MANDEL NGAN
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис и Госсекретарь США Энтони Блинкен, Вашингтон, 15 сентября 2021

Представьте: наши власти пошли на потерю китайского рынка ради открытия представительства Тайваня в Вильнюсе. Они же знали, что за этим последует обвал для Литвы всего китайского рынка. Так и случилось, нас уже туда не пускают.

Трудно даже комментировать такие вещи. Это все произошло потому, что в Литве слепо следуют указаниям США.

– На что рассчитывают литовские власти? Что Вашингтон компенсирует им расходы?

– Я думаю, что это желание показать лояльность. Потому что только Америка, по их мнению, может защитить Литву от всевозможных врагов, которых они себе надумали. Это первый момент.

Второй момент – они думали, что на Тайване получится бизнес, но пока не все так просто. Тем более, что сам остров по сравнению с Китаем маленький – и по населению, и по рынку.

Репрессии

– Как бы вы оценили ситуацию с преследованием инакомыслящих в Литве?

– В этом году продолжилось преследование моего знакомого, общественного деятеля из Клайпеды Алексея Грейчуса. Это явный пример обострения ситуации.

Алексей Грейчус

Представьте себе: человек проводил вместе с калининградцами мероприятие для ветеранов Великой Отечественной войны и просто отсылал фотографии с них в Калининград. А это было засчитано как "пересылка информации, которая интересует российские спецслужбы".

Какой уровень у наших прокуратуры, Департамента госбезопасности и суда, если они за это присудили Грейчусу четыре года тюрьмы?

Слава Богу, началась апелляция, он на свободе под домашним арестом. Но это надо додуматься, чтобы шпионаж был вменяем человеку, который отсылал фотографии с ветеранских мероприятий!

У нас есть огромные проблемы с правосудием и нет никаких изменений в этой ситуации. Дело Грейчуса началось еще пару лет назад, но оно показывает, что наши силовые структуры потеряли всякую меру. Увы, но пока это так.

Энергокризис

– Продолжается рост цен на газ и электроэнергию, чем эта ситуация может обернуться для рядовых литовцев?

– В некоторых регионах уже почти на 100% выросла цена на электричество. Конечно, это все бьет по карману [потребителей]. Все больше людей это понимают.

Власть старается принять какие-то меры, чтобы цены не росли. Но в долгосрочной перспективе нынешний ультралиберальный и русофобский курс, направленный на разрыв связей с Белоруссией и Россией, неизбежно приведет к катастрофе. 

Поэтому сейчас неспокойные дни у власть имущих, народ должен не забывать бороться за свои права.

Помощь оппозиции

– Литва продолжает поддерживать оппозиционных деятелей из РФ, хотя они никак не влияют на российскую политику. На ваш взгляд, для чего это нужно Вильнюсу? 

– Тут действует фактор внешнего управления Литвой. США делают все, чтобы осложнить отношения России с близлежащими странами.

Как можно это сделать? Вмешиваться во внутренние дела России, создавать действующие за границей центры оппозиции, рисовать из этих людей крупных деятелей, хотя они не имеют никакой популярности в России.

Если бы то же самое делала Москва по отношению к Вильнюсу, устраивала бы у себя какие-то "форумы свободной Литвы", то тут была бы большая истерика. 

То же самое относится и к Минску. Представим, что там проживал бы какой-то деятель, который считал бы себя президентом Литвы, как это делает Светлана Тихановская по отношению к Белоруссии.

ЛГБТ в Литве

– Действующего президента Литвы Гитанаса Науседы отличает его неприятие ЛГБТ-сообщества. что вызывает критику со стороны либеральных сил и Евросоюза. Может ли возникнуть серьезное противостояние между ними и Науседой?

– С Евросоюзом противостояние было бы, если бы наши власти действовали так же, как поляки. Но у нас правительство фактически либеральное. По конституции оно имеет больше влияния на внешнюю и внутреннюю политику Литвы, чем президент. 

Тем более, Науседы избрало весьма сильное большинство во втором туре. И он сам, общаясь с народом, почувствовал, что в стране придерживаются традиционных ценностей, за исключением крупных городов, и то не всех.

Он был избран именно народом, он это понимает, и поэтому проводит такую осторожную политику. Науседа пытается лавировать между Брюсселем и глубинной Литвой. Но он будет вынужден высказаться более четко по этому вопросу, если он захочет баллотироваться на еще один срок.