На 11 километров растянулась в минувшие выходные очередь из тягачей и прицепов на подступах к международному погранпереходу "Каменный Лог – Мядининкай". Это основной МКПП на белорусско-литовской границе, ворота на шоссе Минск – Европейский союз. Впрочем, очереди повсюду: на МКПП "Котловка – Лаворишкес", "Бенякони – Шальчининкай", "Привалки – Друскининкай", с той лишь разницей, что они короче первой, где въезда в Литву ожидают порядка 1800 тягачей.
Машины стояли и на границе Белоруссии с Латвией – около 500 большегрузов. Перед пунктами пропуска в польском направлении "Берестовица" и "Козловичи" – по 800 грузовиков. Но, повторимся, полный паралич случился на последних 16 километрах трассы "Минск-Вильнюс".
В глухой пробке. Литва страдает без белорусских водителей >>>
Ничего подобного не было с 2014 года. Однако на этот раз перед нами проблема не транспортного, а политического характера, помноженная на кризис незаконных мигрантов, пытающихся штурмовать Литву и Польшу со стороны Белоруссии.
Дополнительными отягощениями ситуации стали приближающиеся Рождество, Новый Год и масштабная реконструкция погранично-таможенного городка "Мядининкай" на литовской стороне.
Все перечисленное усложняет службу дежурных пограничных и таможенных смен, но не до такой степени, чтобы колонна грузовиков на въезд в Евросоюз растянулась от Каменного Лога почти до райцентра Ошмяны.
Наказание без преступления
Компании международных автоперевозок забили тревогу еще летом 2021 года, когда траффик нелегалов достиг пиковых показателей. На границе стали тщательнее (следовательно, медленнее) обслуживать тягачи с прицепами. С началом осени условия автотраффика стали жестче: ЕС решил поприжать официальный Минск искусственными проблемами в ответ на "гибридную войну, оружием которой стали беженцы".
9 ноября Варшава из-за гуманитарного кризиса в одностороннем порядке закрыла автодорожный пункт пропуска "Брузги (РБ) – Кузница (ПР)" после того, как большая группа мигрантов подошла с белорусской стороны и пыталась массово перейти границу.
Карта подскажет – этот международный КПП расположен стратегически почти на стыке границ Польши, Белоруссии и Литвы. Закрытый переход создает большие неудобства водителям фур. Они вынуждены ждать по 3–4 дня (иные стоят в очереди 7–10 суток) на других, в первую очередь, литовских переходах. Там физически не готовы при существующих нагрузках выполнять соглашения по оформлению грузового транспорта.
О водителях, превращенных в заложников большой политической игры, никому нет дела. 26 ноября глава МВД Литвы Агне Билотайте сделала официальное заявление: "Литва рассмотрит возможность закрытия пунктов пограничного контроля, если беженцев продолжат привозить из Белоруссии на грузовиках".
На такой отчаянный шаг официальный Вильнюс вряд ли отважится, поскольку длинный пусть в Литву через Эстонию, Польшу и Латвию сохранится, только прибыли от транзита сократятся до минимума. Однако чем черт не шутит? Иначе говоря, рождественские и новогодние праздники получатся суперскромными – без мандаринов, европейских вин, ирландского и шотландского виски, швейцарских сыров, испанского хамона и греческих маслин.
Впрочем, что значит дефицит оливок с точки зрения геополитики и схватки с последним "диктатором"? Сущую мелочь. Литовцы веками жили без этого продукта, проживут без него и в период с 23 декабря 2021 по 2 января 2022 года.
Но по имиджу надежного государства-транзитера удар окажется существенным. Пострадают не только белорусские и российские, преимущественно калининградские, перевозчики. С носом останутся киргизы, казахи, украинцы, молдаване, поляки, испанцы, чехи, словаки. И сами литовцы.
Они уже работают на пределе: более 150 компаний разорилось, а финансово сильные стремятся уйти под юрисдикцию любого соседнего государства, лишь бы не иметь дел с правительством Литвы и госструктурами, работающими в его интересах.
Глас камикадзе
Ситуация, прямо скажем, ненормальная. К сожалению, в Литве лишь единицы позволяют себе в голос говорить о насущной необходимости возрождения широких диалогов как с Москвой, так и с Минском. Один из политических камикадзе – социал-демократ Гинтаутас Палуцкас, который заявил:
"Воинственная риторика со стороны Вильнюса бесплодна. Она опасна для национальных интересов государства. Хорошо, что литовцев стреноживают на уровне руководителей стран-членов ЕС и в Совете Европы. Ангела Меркель с Эммануэлем Макроном подали прекрасные примеры, как следует себя вести по отношению к соседям по континенту".
По словам Палуцкаса, литовцы в своих головах воюют с половиной мира. Но побед нет и не предвидится. Попытка добиться успехов за счет барьеров в логистике по доставке грузов – последнее, чем следует заниматься. В итоге пострадают не Белоруссия с Россией, как кажется горячим литовским парням и девушкам, а сама Литва.
"Военно-окопная риторика должна исчезнуть из внешней политики. Никогда она не приносила успехов, не принесет и сегодня", – пытается открыть глаза руководству страны и коллегам по парламенту его депутат соцдем Палуцкас.
Где деньги, Зин?
Совсем свежая новость по белорусской тематике от сетевого издания 15min: у пробившейся на чемпионат Европы сборной Литвы по гандболу нет денег на скорую январскую поездку в Венгрию и Словакию. Именно там сильнейшие команды континента разыграют финальную "пульку". Литва попала в VIP-общество впервые с 1998 года.
23 года гандболисты ждали, чтобы дождавшись, услышать: бюджет федерации LRF пополнится лишь в апреле 2022 года, а взнос за участие в первенстве нужно внести до декабря 2021. Одним словом, "денег нет, но вы держитесь!".
На программу поддержки федерации LRF запланировано в текущем году 581 тысяч евро. Выдано первым траншем 118 тысяч, вторым – 25 тысяч. Куда испарились остальные деньги – пока неизвестно.
Взять в долг не вариант: если федерация это сделает в 2021 году, возвратить деньги в 2022 она права не имеет.
Госпредприятиям запрещено спонсировать отдельные виды спорта. Не могут совершать прямые пожертвования меценаты. Для них оставлена единственная лазейка – только через госбюджет, но играть на деньги с государством никто не хочет. В итоге – гандбольный тупик.
При чем здесь Белоруссия? При том – нечего литовской власти в ущерб интересам своего государства спонсировать людей, старающихся дестабилизировать ситуацию в соседней стране. Нет нужны ежегодно тратить 400 тысяч евро, в которые обходится содержание только липового лидера оппозиции Светланы Тихановской. Вокруг нее давно сформировался легион бездельников, жадных до дармовых денег, – им тоже копеечка капает.
Литва – не США, и не умеет делать деньги из воздуха. Для борьбы против официального Минска ресурсы стягивают отовсюду: из бюджетов МИД, Минобороны, МВД и даже Минобразования. В том числе, толику оттяпали у сборной по гандболу: игроки не могут не поддерживать попытки смены режима на лояльную Вильнюсу власть.
А вы спрашиваете, при чем здесь Белоруссия? Для Литвы – при всем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.