Упрямство по-литовски: денег не дают, но забор перед Белоруссией Вильнюс построит

© Sputnik/ Виктор Толочко

Евросоюз уже ясно дал понять Вильнюсу, что ему не стоит рассчитывать на финансовую помощь в создании стены на границе с постсоветским государством. Однако политические элиты балтийской страны и не думают сдаваться. При этом в НАТО они с такой просьбой не идут.

Власти Литвы никак не оставляют идею о постройке стены на границе с Белоруссией, чтобы отгородиться от мигрантов, которые в последнее время все чаще ее пересекают. Впрочем, начать постройку с технической точки зрения – это довольно просто. А вот найти для этого деньги – задача более сложная. Руководство балтийской страны уже неоднократно обращалось к наднациональным структурам Евросоюза с просьбой помочь в финансировании подобного проекта, но получало отказ.

Теперь такой запрос решила повторить министр внутренних дел балтийской республики Агне Билотайте, заявив, что власти Литвы намерены добиваться от ЕС финансирования строительства забора на границе с Республикой Беларусь (РБ).

Почему не обратиться к НАТО?

Стоит отметить, что за неделю до высказываний Агне Билотайте лидеры Евросоюза пришли к единогласному решению – создание заградительных сооружений на границах стран Балтии и Польши с Белоруссией не должно финансироваться из общего бюджета. Однако руководство балтийской страны это, видимо, не пугает.

"Мы должны показать, аргументировать, почему это важно. Несмотря на это, пока решений нет, но мы уже приняли свои решения, и забор обязательно будет, он строится, работы ведутся", – сообщила литовский министр.

Очевидно, что если Вильнюс уже получил максимально прямой негативный ответ от Евросоюза, следовало бы обратиться к другим международным структурам, в которых состоит балтийская страна.

К примеру, это мог бы быть Североатлантический альянс. Наплыв мигрантов – это ведь угроза безопасности, верно? Значит, можно спекулировать этой темой для того, чтобы выпросить помощь у НАТО. Однако руководство Литвы почему-то подобный вариант даже не рассматривает.

Военный эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков объяснил Baltnews причины такого поведения.

"Вся эта инициатива с постройкой забора упирается в деньги, которых у балтийской страны, в силу того, что ее экономика существует за счет дотаций ЕС, нет. Более того, у Литвы, как и ее соседей, постоянно растет не только госдолг, но и накапливаются задолженности по линии сотрудничества с НАТО", – говорит Алексей Леонков.

"Да, Североатлантический альянс спонсирует разные военные программы, в которых участвует Вильнюс, но расходы в таких проектах четко регламентированы конкретными суммами. Нельзя просто так выпросить деньги у военного блока, а потом уже объяснять в деталях, на что их потратят", – объясняет эксперт.

Он также подчеркнул, что для утверждения в НАТО подобного проекта (расходов на постройку стены), надо пройти множество процедур, по результатам которых балтийская страна должна по-настоящему доказать руководству военного блока и его членам, что такой забор действительно нужен. Если руководство Литвы не убедит всех, то время будет потрачено впустую. Политики в балтийской стране это прекрасно понимают, поэтому даже не пытаются запускать подобный процесс.

"Есть и политическая составляющая, из-за которой в НАТО не захотят помогать Вильнюсу с постройкой стены. На официальном уровне в Евросоюзе запрета приема мигрантов никто не вводил. Более того, страны ЕС не выходили из конвенции ООН по беженцам. Выходит, пока западная Европа продолжает принимать мигрантов, восточноевропейские страны, делают обратное? А Североатлантический альянс еще и должен деньги персонально Литве на такое выделять?", – говорит Алексей Леонков.

"Понятно, что балтийская страна пытается на всем этом спекулировать русофобией и якобы угрозой со стороны "диктаторского режима" Александра Лукашенко. Но в любой антироссийской повестке должна быть какая-то выгода для западноевропейских стран или США, а в случае с забором на границе РБ этого нет. Увы, но для НАТО подобная инициатива не имеет никакого смысла. Выгоду военный блок с этого не получит", – резюмирует эксперт.

Бескомпромиссное упрямство или отчаяние?

После 2015 года, когда страны Евросоюза накрыла волна мигрантов числом не менее 1,5 млн, многие государства Восточной Европы четко для себя поняли одну простую вещь – больше они беженцев принимать не будут, что бы там ни говорил и как бы ни угрожал Брюссель.

Безусловно, тот поток мигрантов, который сейчас фиксируют литовские силовики на границе с Белоруссией, нельзя сравнивать с процессами, проистекающими на юге Италии, Франции или на восточных окраинах Германии, куда, собственно, и стремятся выходцы из Ближнего Востока и Африки.

Однако Вильнюсу надо поддерживать саму новость еще и ради противостояния с Белоруссией, особенно когда "беломайдан" полностью провалился.

До того как Литва, ее балтийские соседи и Польша не начали поддерживать попытку госпереворота в РБ, руководство Белоруссии держало ситуацию с беженцами под контролем. Проблемы с мигрантами на границе с Литвой не было.

Сегодня, когда против Минска вводятся все новые санкции, он, разумеется, не видит смысла принимать на себя "удары" от потока беженцев, делегируя эту проблему Прибалтике.

Для политических элит было бы гораздо проще помириться с действующими властями РБ, после чего договориться с ними о том, чтобы Минск снова взял под контроль потоки мигрантов. Однако такой сценарий, видимо, для Вильнюса сегодня неприемлем, поэтому и приходится упрямо проталкивать проект с постройкой стены.

В чем-то это похоже на опыт Украины, руководство которой с 2014 года занимается постройкой стены на границе с Россией (якобы для зашиты от войск РФ). Правда, получается у Киева крайне плохо. По состоянию на конец весны 2021 года проект завершен лишь на 51% (за 7 лет работ), причем представляет он собой не высокотехнологичные сооружения, высокие заборы и регулярные патрули беспилотников.

Большая часть проекта "Стена" – это неглубокий ров с колючей проволокой. При этом на проведение подобных работ страна за 7 лет потратила $102 млн. В этом году, по данным Государственной пограничной службы Украины, расходы составят $12,3 млн. Кстати, инициатор такого проекта Арсений Яценюк, который занимал пост премьера-министра в 2014 году, теперь уже в отставке и спокойно проживает (видимо, безбедно) в Вашингтоне. При этом сам проект, как пишет "Украинская правда" в этом году так и не закончат.

Если политически элиты Литвы и дальше продолжат в том же духе, то они, как Украина, вряд ли получат деньги, а значит, финансировать постройку забора на границе с Белоруссией будут де-факто простые налогоплательщики балтийской страны.

Разумеется, этот проект откроет неплохие возможности для разных чиновников по "осваиванию" серьезных сумм. Из-за этого, как и в случае с Украиной, реализация проекта затянется на долгие годы. К тому же, а вдруг в Евросоюзе передумают и в какой-то момент решат поддержать нападки на власти Белоруссии? Можно ведь, спекулируя этой темой, "выбить" из Брюсселя пару миллионов для стены.

Как считает директор Центра политического анализа Павел Данилин, отчасти это будет зависеть от того, какие именно заградительные сооружения будет возводить Литва на границе с Белоруссией.

"Если речь пойдет о постройке действительно серьезных конструкций и инфраструктуры, которые в сумме будут следить за передвижениями в определенном секторе, а значит, на содержание всего этого потребуются большие деньги, то Евросоюз никакой финпомощи не выделит. А вот если это будет просто забор с неглубоким рвом и сеткой-рабицей, как на Украине, то, возможно, ЕС выделит какие-то средства" – говорит эксперт.

"Однако я считаю, что у балтийской страны вскоре будут проблемы более серьезные, чем какие-то беженцы из Эфиопии. Коронакризис сильно подкосил экономику государства, причем настолько, что как бы это вообще не кончилось массовыми выступлениями, смещением власти и даже расколом страны. Кстати, по этой причине в Евросоюзе и не спешат выделять деньги на стену. А зачем, если вообще непонятно, что будет с государством через несколько лет?", – задается риторическим Павел Данилин..

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.