Литовские власти на словах противостоят Белоруссии и вводят санкции против нескольких предприятий. Но в реальности они не против взаимодействовать с крупными предприятиями соседей, что видно на примере работы Белорусского металлургического завода, сообщает LRT.
У предприятия есть филиал в Шяуляй, с помощью которого Белоруссия экспортирует сталь в другие европейские страны. Он был создан как совместное белорусско-литовское предприятие BMZ-Baltija в 2008 году. 55% акций филиала контролирует жодинский завод.
После ухудшения отношений Минска с другими странами товарооборот только увеличился. В частности, Литва входит в пятерку крупнейших экспортных направлений БМЗ. А выручка от реализации белорусской металлопродукции в прошлом году составила 174 млн евро.
Сам завод является одним из крупнейших белорусских государственных предприятий. На его долю приходится 15 процентов экспорта. БМЗ является ценным источником валютных резервов режима.
В издании отмечают, что компания не попала под санкции даже после того, как там арестовали сотрудников, участвовавших в протестах. После президентских выборов часть сотрудников присоединилась к забастовке, из-за чего, по словам издания, на предприятие приехал ОМОН. Там якобы уволили профсоюзных лидеров, а в феврале трех рабочих приговорили к трем годам лишения свободы.
В 2020 году оборот БМЗ составил более 925 миллионов евро, он увеличил свой экспорт в 13 стран ЕС. За границу завод отправляет 85% своей продукции, и около 7% экспорта отправляется в Литву.
Ранее Минэнерго Литвы вновь подвергло критике Белорусскую атомную электростанцию. В ведомстве заявили, что станция якобы опасна для всего региона, и подчеркнули, что балтийская республика не закупает и не будет закупать электроэнергию с БелАЭС.
Кроме того, Вильнюс продолжает процесс выхода из энергокольца БРЭЛЛ и бойкота электричества с БелАЭС. Переход на новую систему будет осуществляться в три стадии с 2020 по 2023 год. Жители страны, потребляющие больше всего электроэнергии, более 5 тысяч киловатт-часов в год, должны будут выбрать поставщика до начала декабря этого года.
Однако эксперты отмечают, что ситуация с белорусской энергией может быть такой же, как и с металлом. Несмотря на прямой запрет импорта, Литва может получать его по реверсным схемам, так как Вильнюс может считать "уже не белорусской" энергию с БелАЭС, которая была приобретена у других стран.