В холодном сентябрьском воздухе сильно запахло капитуляцией Литвы в развязанной ею дипломатической войне против Китайской Народной Республики.
Депутаты Сейма Литвы и министры коалиционного правительства делали все возможное, чтобы достичь политического дна в двусторонних отношениях с Поднебесной империей. Но экономика оказалась сильнее.
Работающие с Китаем литовские предприятия сообщили профильным министерствам, что после ухудшения отношений их партнеры не продлевают уже имеющиеся контракты или не заключают новые.
В перспективе перед Вильнюсом замаячил острый кризис в краткосрочной и стагнация в долгосрочной перспективе. Войны на два фронта (против Белоруссии и КНР) литовский бизнес не выдержал. Вместе с ним зашаталась позиция много о себе мнящего правительства.
Его председатель Ингрида Шимоните, чьи ставки резко упали в глазах налогоплательщиков, вдруг заявила о насущной необходимости нормализировать отношения. Дословно 23 сентября во время правительственного часа в Сейме Литвы прозвучало следующее:
"Кабмин точно не ставит перед собой задач портить отношения с КНР".
После запятой премьер продолжила в том ключе, что у независимой Литвы есть право выбирать себе партнеров, имея в виду в первую очередь экономические контакты с Тайванем, из-за которых разгорелся весь сыр-бор. Чтобы выгородить себя лично, Ингрида не забыла сослаться на программу кабмина, утвержденную коллегиально: планы есть – их необходимо выполнять.
Здесь необходимо сделать важное уточнение: пол оборота в сторону Пекина – не совсем правительственная инициатива. Шпионы кабмина в президентуре сообщили, что в главном офисе Литвы готовятся благоприятные Китаю заявления. Чтобы сработать на опережение и собрать сливки с тренда, премьер первой сделала позитивное заявление.
Однако очень странно, что в контексте китайской тематики в Вильнюсе можно услышать кого угодно, только не посла ЛР в КНР. Диана Мицкявичене молчит, будто воды в рот набрала. Почти два месяца, как ее попросили покинуть Пекин, – и ни одного интервью или комментария для местной прессы.
Трудно поверить, что дипломату высокого ранга, работающему в супердержаве, совсем нечего сказать по сути конфликта. Не исключено, что руководство МИД запрещает женщине общаться со СМИ. Что бы посол не сказала, все будет направлено против интересов США в Центральной и Юго-Восточной Азии.
Они настолько огромны, что Вашингтон даже тайно создал тройственный союз AUKUS вместе с Лондоном и Канберрой ради повышения градуса стабильности в регионах Индийского и Тихого океанов. Образно говоря, состоялась дружба США, Соединенного Королевства и Австралии против Китая.
Военно-политический союз AUKUS: как Запад вступил в период "смуты" из-за США >>>
Желание приструнить Пекин для Белого дома столь актуально, что он согласился пожертвовать союзническими отношениями с Францией. Джо Байден цинично кинул Париж, создав прежде невиданное напряжение между двумя столицами.
По этой причине Австралия отозвала миллиардный контракт на приобретение французских подлодок и выбрала американскую военную технику. Франция в долгу не осталась, вызвав для консультаций послов из Канберры и Вашингтона. Все это похоже на "холодную войну".
Косвенно скандал ударит и по Литве, но речь не об этом. Шимоните ничему не научило американское "кидалово" Афганистана и "слив" Франции. Она продолжает твердить: "США есть и будут важнейшим союзником".
Означает ли это заявление, что готовность к налаживаю отношений с Китаем – блеф ради сиюминутной выгоды? Например, в правительстве поговаривают о новом карантине в связи с обострением эпидемии коронавируса. А такие необходимые атрибуты, как маски и одноразовые перчатки (несколько миллионов того и другого товара здесь и сейчас) взять кроме как у Китая негде.
Из этого же ряда компромиссное решение кабмина об снабжении примыкающих к железнодорожным путям таможенных пунктов рентгеновскими установками нового поколения made in China, поскольку продукт от других производителей оказался Литве не по карману.
Всех деталей увы, узнать не получится, но само собой понятно – одновременно теплой дружбы с двумя мировыми гигантами у Литвы быть не может. Выбирать по принципу "или, или" она тоже не собирается. Следовательно, кому-то лжет.
Раздвоение во внешней политике
Шараханье из крайности в крайность не прошло мимо политологов.
Например, профессор института международных отношений Томас Янелюнас считает, что правительство стремится не усугублять конфликт с Пекином, а президентура склонна его смягчать. МИД Литвы согласился на крайние меры, не боится конфронтации, тогда как президент выступает за более либеральный подход.
Габриэле Тсискаришвии из университета Клайпеды говорит, что разночтения между кабмином и президентом портят имидж государства. В небольшой стране складываются два центра, формирующие правила внешней политики, что неумно и нехорошо. Непонятно, почему политика в отношении Пекина такая, а не другая.
Политологическое сообщество склонно атаковать команду Науседы за бесхребетность и отсутствие конкретных целей. Президента даже подозревают в том, что он сознательно отдает инициативу министру Ландсбергису. Не исключено также сведение личных счетов, что вообще выходит за рамки разумного.
Тем не менее не секрет, что президент Науседа не слишком высокого мнения о главе МИД, а Ландсбергис, в свою очередь, считает – стране не повезло с главой государства. Одновременно первый и второй недовольны отсутствием единой позиции, какая у Литвы сохраняется в отношении Белоруссии. Но выяснять личные отношения за государственный счет все-таки излишне цинично.
Правнук коллаборациониста и внук псевдо-марксиста: какого президента прочат Литве >>>
Как справедливо отмечает политолог Тсискаришвили, Китай всегда остается в центре внимания мирового сообщества. Следовательно, литовско-китайские дрязги тоже не выпадают из его орбиты.
Чувствуя перегнутую палку, советник Науседы по вопросам внешней политики, в прошлом высокопоставленная чиновница Департамента госбезопасности Аста Скайсгирите 23 сентября заявила "Вильнюс поддерживает политику одного Китая", фактически отработав назад в дипломатическом конфликте.
Говорящая голова предложила столицам "возвратить послов на рабочие места", таким шагом демонстрируя миру, что конфликт исчерпан.
Выступая на 76 ассамблее ООН президент Науседа тему Китая проигнорировал, чем ввел в ступор литовских чайнафобов. Они заговорили о капитуляции "европейцев перед азиатским коварством" и вспомнили времена, когда великие князья не пропустили орды в христианский мир, позволив ему выжить.
Конечно, исторические параллели – не более, чем болтовня опившихся опиумом. Глава государства проигнорировал их и правильно сделал, поскольку прислушиваться к "обкуренным" – последнее дело для национального лидера.
Он призвал "сгладить углы" в отношении Китая, что можно расценивать, как признание своей неправоты. Нужно найти решения, которые помогут избежать "дипломатических демаршей", заявил в Нью-Йорке президент своему журналистскому пулу.
Не стоит плевать в колодец
Помимо прочего, слова Науседы означают, что Литве не удалось объединить страны Европейского союза, настроив их против Китая, на что рассчитывал глава комитета Сейма по иностранным делам (КИД) Жигимантас Павиленис. Это тот человек, который месяц назад божился, будто позицию Вильнюса поддерживают и готовы следовать ей более половины членов ЕС.
Павиленис склонен лгать по поводу и без оного. Вот цитата из его августовского заявления для прессы:
"Прежде всего, мы проконсультируемся, как объединить силы как парламентской дипломатии, так и на правительственном уровне для сплочения коалиции демократических стран против агрессивных действий Китая, которые сегодня осуществляются против Литвы. В дальнейшем они могут осуществляться против любого государства ЕС и НАТО. Необходимо готовиться к противостоянию этому явлению. Уже сейчас мы ощущаем действительно беспрецедентную поддержку западных партнеров в этом вопросе".
На деле никакой поддержки нет и быть не может. Только очень ограниченные могут начать тягаться с Китаем. Здесь уместна старая истина: вы плюнете – КНР утрется, КНР плюнет – вы утоните.
До прошлой недели Литве удавалось "включать дурачка" – мол, реакция Китая избыточно жесткая, неадекватная. Но в конце концов страна начинает признавать свои ошибки, порожденные отсутствием какой-либо экспертизы по Поднебесной. Работать с китайцами, не понимая их амбиций, равно самоубийству. Кажется, президент Гитанас Науседа это понял.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.