Организаторы общенационального протеста против политики, проводимой коалиционным трехпартийным правительством, планировали 10 сентября собрать у парламента Литвы 50 тысяч человек.
Вильнюсское самоуправление, руководствуясь секретной справкой госбезопасности, отменило выданное ранее разрешение на проведение митинга. Его участники попробовали отстоять свое право на свободу демонстраций в судебном порядке, но Фемида склонила чашу весов в пользу мэрии.
Официально протест запрещен, что только подхлестнуло недовольных работой министров. Люди грозятся выполнить задуманное. В воздухе явно пахнет крупным политическим скандалом.
В прессе на тему возможных ближайших сценариев публикаций достаточно, но комментарии о причинах стихийных неповиновений власти и версиях о так называемом русском следе в информационном потоке отыскать непросто.
Именно на эти темы согласился поговорить с Baltnews общественник Сергей Резник, глава ассоциации российских граждан в Литве. Используя терминологию противников и критиков запланированного массового митинга, вполне подходит на роль одного из лидеров "пятой" колонны, выполняющих "команды из Кремля".
– Сергей Трофимович, как вы оцениваете политизированную возню вокруг протеста, намеченного на пятницу 10 сентября?
– Все объяснимо: цель протестующих – смена парламента и отставка правительства. Депутаты и министры не желают расставаться с портфелями. Они задействовали рычаги, чтобы сорвать планы организаторов общенационального митинга.
Например, мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс заявил, что не допустит запуска механизма развала правительства. Какой он после запрета протеста либерал и почему градоначальнику нужно беспокоить свою голову заботами о ситуации вокруг кабинета министров? Они заварили кашу – им ее и расхлебывать.
Секретная справка госбезопасности в нашем контексте тоже не случайно появилась. Никто не знает ее точного содержания. В общественное пространство просочилось одно предложение, и сделано это было вполне сознательно: "возможны беспорядки, инспирированные недружественными странами". Читай прямо – Россией и Белоруссией.
Очень сомневаюсь, что Москве перед выборами в Госдуму и на муниципальных уровнях есть дело до ситуации в правительстве Литвы. Или у замордованного санкциями Минска есть время углубляться в литовские разборки? Госбезопасность воспользовалась традиционной для себя ширмой.
Такие же ничем не обоснованные политизированные доклады спецслужба делала во время и в угоду президенту Дале Грибаускайте, сейчас – в угоду кабмину консерваторов.
Вывод очевиден: в системе управления государством изменений не случилось. Как раньше задействовали непрозрачные механизмы, так продолжают ими пользоваться в клановых, а не общенародных интересах.
– Как вы прокомментируете официальную версию, согласно которой именно Москва и Минск инспирировали волнения, в результате которых 26 бунтарей арестованы, а полтора десятка полицейских получили травмы различной степени тяжести?
– Если слепо верить словам президента [Гитанаса] Науседы, премьера [Ингриды] Шимоните, министра внутренних дел [Агне] Билотайте, так и было. Сами подумайте – кто в Литве без участия провокаторов Петрова и Баширова додумается провести акцию протеста, которая, по словам главы МВД, несла в себе признаки антигосударственной деятельности?
В этот ложный миф глубоко верят президент, спикер Сейма Виктория Чмилите, премьер со всеми своими министрами, председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас, лидеры правящих партий и вообще все консерваторы и либералы.
Глава Литовского государства вместо того, чтобы разобраться в корнях протеста национального масштаба, запел надоевшую песню о "гибридной войне", которую развязала Белоруссия. "Беспорядки у Сейма произошли не без помощи иностранных государств". Как вам такое из уст госчиновника высшего ранга?
Министр внутренних дел отметилась еще большей глупостью, заявив: 10 августа случились координированные, запланированные действия. Она, видите ли, не верит в случайности, поскольку всегда появляются силы, раскладывающие процессы по полочкам. Дальше – вишенка на торте.
Процитирую дословно: "Видим, что большая часть задержанных не раз попадала в поле зрения полиции, немалая часть связана с преступным миром, и это еще раз подтверждает, что это война. Гибридная война, и используются проверенные методы".
Задержано у Сейма Литвы, напомню, 26 человек. Какой процент связан с криминалом? 10% – это 2,6 человека, 20% – 5,2 человека. 50 процентов
Мы подобное слышали много раз. Протестующие против каких-либо решений правительства учителя, врачи, фермеры – обязательно пьяницы, наркоманы, проститутки, уголовники, безработные. И все до последнего негодяя – проплаченные из-за рубежа маргиналы.
Вышепоименованные государственные леди и джентльмены в нашем конкретном случае заблуждаются. Поэтому их рейтинги упали до минимума. Консерваторы среди системных партий – только третьи. Их партнеры из "Движения либералов" и Партии свободы вообще плетутся в хвосте.
Личные рейтинги президента и премьерши упали на 10%. У всех министров рейтинг отрицательный. Такого прежде мы не видели.
Но все поделом, справедливо и по заслугам. Не стоило держать народ за дурачков и на каждом углу трындеть: в Литве все хорошо и отлично, только извечные враги западных демократий пытаются мутить воду, подбивать людей на неподчинение власти, выдвигать политические, экономические и социальные требования.
– Вы имеет в виду плакаты с призывами "Сейм – вон!"?
– Не только, но их тоже. "Диктатуре – STOP", "Шайка Ландсбергисов – уходи!" – были и более категоричные требования.
Измученные властью люди хотят жить хорошо и сейчас. Как умно подметили участники протеста, они ждут, когда прожиточный уровень вырастет до зажиточного. Но интуиция подсказывает – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе.
– Когда именно появились обвинения Москвы и Минска в "участии в заговоре"?
– В беспорядках у Сейма до конца августа правительство не видело признаков антигосударственной деятельности даже руководство госбезопасности.
Главная литовская спецслужба не зафиксировала участия зарубежных стран в организации протестов. Было лишь отмечено – антилитовская риторика участников митинга напоминала политические установки, бытующие во вражеских странах.
На рубеже августа/сентября позиция Департамента госбезопасности радикально изменилась: зарубежные страны заинтересованы в беспорядках и радикализации протестных настроений. О каких столицах вы говорите? Может, о Вашингтоне с его знаменитым штурмом Капитолия, или о Париже, Берлине, Варшаве? Граждане этих стран тоже не в восторге от политики своих правительств.
Что касается жалоб контрпропагандистов на тиражирование негатива в прессе недружественных стран – чья бы корова мычала. Эти парни или не знают, или забыли, что и как строчила местная братия о Болотной площади в Москве или об уличных протестах в Минске. Скандал – хлеб сетевой журналистики. В этом ключе география роли не играет.
Между прочим, литовский газетчик Томас Чивас высказал не лишенную оснований версию, будто спецслужбы и полиция за вознаграждение нанимали провокаторов, которые стали инициаторами драк с сотрудниками правопорядка. Здесь вновь поделюсь коллективным мнением: в такой стране, как Литва, возможно все.
– С какими целями протестующие вышли к парламенту?
– Акцию поддержало почти 20 процентов населения.
Что касается целей, о них можно сказать следующее. Литовцы протестовали против превращения государства в либерал-большевистское и тоталитарное.
Признаки налицо. Например, существует негласная цензура, в прессе нет места альтернативной точке зрения, но есть политическое давление и шельмование несогласных с официальным курсом. Грубо нарушаются положения Конституции о равных правах и возможностях. Страна вступает в этап жизни в условиях тотальной сегрегации.
Падение доходов при росте инфляции и цен на ЖКХ ведет к обнищанию и увеличивает социальное расслоение. Уже известно, что, например, цены на отопление вырастут на 50%, на электричество – до 15%. Дорогие энергоносители потянут вверх все.
Помножьте ситуацию на коррупцию невиданных масштабов, на интересы кланов, на аппетиты сильных мира сего в попытках растащить остатки госимущества – разве не почва для усиления протестных настроений?
Благо, народ в нашей стране терпеливый и не пойдет громить витрины дорогих магазинов, мародерничать, жечь автомобили. Однако он всерьез недоволен внешней политикой, которая худо-бедно всегда носила добрососедский характер. Сегодня друзей не осталось. Много болтая о "гибридной" войне Белоруссии и России против Вильнюса, правящие сами развязали ее в отношении соседей.
Какой крупный инвестор согласится вкладывать деньги в медленно тонущий корабль? Нигде такого чудака не найдете. Что касается стратегических партнеров, на примере бегства из Афганистана, они еще раз показали, как низко ценят союзников.
Держа в поле зрения весь этот дурно пахнущий букет, митинговавшие 10 августа у Сейма имели основания требовать отставки депутатского корпуса и Кабинета министров. И требовали. Испуганная власть в ответ раскрутила людей на драки с полицией, а сейчас обвиняет в антигосударственной деятельности.
На самом деле идет лавинообразное разрушение литовского либерального государства с его антинародной экономикой и социальной политикой. Никакие обвинения в адрес Минска с Москвой не выдерживают критики. Извините, господа при власти, заваруха – ваших рук дело.