Перегнули палку. Неолибералы подкормили нацизм в Европе

© BALTNEWS.lt / Анатолий Иванов

Американский эксперт проанализировал распад Советского Союза и смог пролить свет на причины роста популярности радикальных националистов в Восточной Европе.

Профессор политологии Барнардского колледжа Шери Берман считает, что распад СССР и социалистического блока в Восточной Европе вместе с последовавшими за ними шоками либеральных реформ в экономике нанесли ужасный ущерб благосостоянию жителей стран Восточной Европы, что сделало население восточноевропейских государств более восприимчивым к идеям радикального национализма, сообщает Social Europe.

"За последнее десятилетие или около того эйфория, связанная с крахом коммунизма, превратилась в пессимизм, так как многие когда-то многообещающие демократии в Восточной Европе скатились к нелиберализму и даже авторитаризму. Понимание того, почему это произошло, имеет решающее значение не только для ученых региона, но и для сторонников демократии во всем мире", – пишет ученый.

Шери Берман отмечает, что сейчас большинство стран Восточной Европы живут богаче, чем в 1989 году, а граждане этих стран имеют доступ к продуктам и удобствам, которые они не могли получить при коммунизме. Тем не менее поддержка радикальных форм национализма, как это наблюдается в Прибалтике и на Украине, вызвана именно экономическими последствиями краха коммунизма.

Ссылаясь на исследования таких ученых, как Кристен Годзее и Митчелла Оренштейн, автор пишет, что, хотя восточноевропейские страны показывают, что сегодня они действительно богаче, чем в 1989 году, их переход к новой экономической модели повлек за собой "огромные экономические страдания" и социальные потрясения.

"Переход к капитализму привел к "крупнейшему и наиболее продолжительному экономическому коллапсу, который когда-либо затрагивал любой регион мира в современной истории", – отмечает ученый.

Шери Берман отмечает, что в некоторых случаях экономический коллапс посткоммунистических стран длился десятилетиями. В течение этого периода в среднем по региону уровень бедности увеличился на 23 процента, а "в десяти странах, включая Польшу, уровень бедности увеличился на 49 процентов или более, прежде чем начал снижаться".

"Годси и Оренштейн обнаружили, что "на пике нищеты в 1999 году 45 процентов всех людей в посткоммунистических странах… жили за чертой абсолютной бедности в 5,50 долларов в день", – пишет втор статьи.

Ученый считает, что такие перемены создали огромную разницу в доходах населения восточноевропейских стран, которое раньше жило на относительно одинаково достойном, хоть и без изысков уровне. Это привело к тому, что экономические страдания оставили "глубокие шрамы" на "коллективной психике" граждан стран Восточной Европы. Они вызвали у них прочную ассоциацию демократизации и либерализации с нищетой, упадком и разрухой.

"В некоторых странах это, конечно, спровоцировало крах демократии. Невообразимо, что экономические страдания, наряду с глубоко разрушительными социальными изменениями, перенесенными населением восточноевропейских стран с 1989 года, не будут иметь политических последствий", – подчеркивает ученые.

Кроме того, ученый отмечает, что, поскольку "проигравшими людьми" переходного периода являются пожилые, рабочие, менее образованные и/или сельские жители, они непропорционально активнее поддерживали националистические настроения, популистов и прочие группы, которые проявляли сочувствие к их повседневным проблемам. Например, гораздо проще было обвинить "советскую оккупацию" в том, что на текущий момент не хватает денег на еду, чем постепенно решать экономические задачи страны.

"То, что они (восточноевропейские страны – прим. Baltnews) имели антидемократические политические последствия, не было неизбежным: это зависело от того, как на перемены отреагировали различные политические субъекты. Левые и либеральные партии часто не желали или не могли дать ответы на эти недовольства людей в рамках либеральной демократии. Тем самым они создали возможность для других, не приверженным либеральным рамкам сил", – подытоживает ученый.