Тактика осажденной крепости: власти Литвы ведут страну к развалу

© Sputnik / Владислав Адамовский

Правящие Литвы не собираются прислушиваться к мнению оппозиции и недовольных граждан. У них есть "методы" заставить замолчать несогласных .

Лето 2021 года для Литвы навсегда войдет в историю.

Сначала в стране появились толпы мигрантов. Беженцы из Ирака, Афганистана и других стран свободно пересекали белорусско-литовскую границу, затем с радостью шли на контакт с властями, надеясь на скорый переезд в Германию, Нидерланды и другие страны Западной Европы.

Вместо этого их посадили в лагеря за колючей проволокой. Были драки, стычки. Доставалось и местным жителям: недовольных  соседством с беженцами "гасил" спецназ.

Кроме того, некоторые влиятельные политики начали открыто угрожать беженцам и указывать им, что они должны покинуть Литву.

Как, например, поступил председатель Комитета национальной безопасности Сейма Лауринас Касчюнас, который во время своего визита в лагерь кричал на беженцев и угрожал. Получился накрученный конфликт, который иначе, как саморекламой политика, назвать нельзя.

Не пятизвездочный отель. Как живут мигранты в лагерях содержания >>>

Антиковидные ограничения в Литве тоже вызвали ажиотаж.

С 13 сентября все жители Литвы, которые не вакцинированы и не имеют соответствующего qr-кода, не смогут зайти в магазины, кафе, спортивные клубы, не смогут передвигаться на общественном транспорте.

По факту, это является не защитной мерой для снижения темпов заболеваемости, а грубым нарушением прав человека. Стоит ли удивляться, что все больше людней недовольны ситуацией в стране?

Конечно правящий режим проводит политику подавления всех, кто критично отзывается о действиях властей. Даже те известные в обществе люди, которые раньше не относились к оппозиционерам, теперь "являются" ими.

Например, с резкой критикой власти выступили адвокат Игнас Вегеле и контролер Сейма Витаутас Валентинавичюс. И вскоре в СМИ появились комментарии министра внутренних дел Агне Билотайте и еще некоторых политиков, которые заявили, что Вегеле и Валентинавичюс "не понимают ситуации в Литве", что их позиция "выгодна белорусскому режиму", а некоторые крайне правые журналисты обозвали их "ватниками".

Почему в мирной прибалтийской республике воцарилась атмосфера ненависти? Причина в застое – экономическом социальном, политическом, – который продолжается последние 6–7 лет. А митинг 10 августа стал своеобразной чертой, после которой стало очевидно, что гражданская активность в Литве явно поднимается и властями придется с этим считаться.

© Sputnik / Владислав Адамовский
Акция протеста против новых ограничений из-за COVID-19 у здания Сейма Литвы, Вильнюс, 10 августа 2021

Перед Сеймом Литвы собралось двадцать тысяч людей, с речами выступали видные правозащитники, журналисты, антифашисты и другие, но правительство всех их назвало "темными людьми, удобными для России и Белоруссии".

Вечером того же дня некоторые люди не выдержали и бросили камни в полицейских. Официальные лица заявили, что были ранены 18 стражей порядка (оказалось, что больше половины из них получили легкие ранения), и обвинили протестующих в вандализме и нарушении общественного порядка. 

11–12 августа стало известно, что арестованы: известный юрист, помощница члена Сейма Нендре Черняускене, координаторы "Движения семьи" Аделина Сабалиаускайте и Витолда Рачкова, активист "Движения семьи" Дмитрий Виноградов, бизнесмены Лаура Лещинскайте и Каролис Циеменис, правозащитница Оксана Прочкайло, гражданский активист, в прошлом известный боксер Эдвинас Скулмис и другие – всего 26 человек.

Вечером 12 августа на свободу выпустили 17 граждан, но девять человек заключены под стражу на период от двух недель до двух месяцев. Через неделю власти арестовали еще четырех граждан, троих из них через сутки выпустили и оставили за решеткой еще одного.

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis
Участники акций протеста против новых ограничений из-за COVID-19 у здания Сейма Литвы, 11 августа 2021 года

В настоящий момент все арестованные на свободе, но всем им предъявлены обвинения по 283 статье Уголовного кодекса Литвы ("массовые беспорядки").

Кроме того, 17 августа в полицию Каунаса был вызван один из лидеров Социалистического Народного фронта Генрикас Йодишка. На него завели административное дело и пригрозили штрафом 150 евро за "оскорбление" полицейского. В то время как на самом деле Генрикас Йодишка сделал замечание людям в погонах за грубое обращение с протестующими. Но разве будут полицейские разбираться?

Темное прошлое власть придержащих

Камни в полицейских бросали сами же полицейские, только без униформы, либо с ними связанные личности. Один из таких –работник столичной полиции Юстас Райнис, другой – известный в Литве крайне правый активист, фигурант дела об убийстве композитора Томаса Добровольскиса, неонацист Артурас Вилейта.

Действие провокаторов координировал чиновник из министерства иностранных дел Альгирдас Карчаускас, он находился у парламента с 9 часов утра до ночи. По словам очевидцев, он ходил то поодаль от Сейма, то близко, говорил часто по телефону, а иногда приближался к зданию литовского парламента, беседовал с Райнисом и его коллегами.

Карчаускас в 2009–2012 годах уже отличился как провокатор, когда участвовал в деятельности организации Объединенное демократическое движение: там он специально разжигал конфликты, вводил раскол в рядах организации, пока не был вычислен.

Но разве провокации и другие грязные методы в новинку в Литве? Правящие консерваторы сейчас очень яростно обвиняют своих оппонентов в провоцировании беспорядков и сеют хаос в стране. Но при этом есть неопровержимые доказательства того, что члены консервативной партии связаны с целым рядом терактов, происходивших в Литве с 1990 по 1997 год.

Вот один из примеров: покушение на профессора Леонаса Клумбиса произошло 5 декабря 1996 года. Он был ранен в ногу, в нее попали три пули. Сначала казалось, что ранение легкое, но во время расследования выяснилось, что в профессора Клумбиса стреляли из редкого карабина, который был на вооружении только некоторых подразделений спецслужб. В итоге человек остался с тяжелым увечьем на всю жизнь.

Что же касается расследований, то, скажем, покушение на Клумбиса и убийство Юраса Абромавичюса фактически расследовались очень медленно и напоминали имитацию деятельности. Гораздо позже некоторые полицейские признали, что несколько прокуроров и директор 2-ого Департамента министерства обороны (ведомство военной разведки) Костас Мицкявичюс препятствовали ходу дела.

В 2006 году были арестованы бывший член Сейма консерватор Алгис Петрусявичюс и работник военной разведки Йонас Заянчкаускас (в 2011 году он вступил в ряды партии консерваторов). Их подозревали в организации преступлений, в том числе и убийства Абромавичюса.

Правда, в тюрьме они находились недолго, ибо выяснилось, что исполнитель ряда терактов Владас Грибаускас был сам убит в 1998 году. 

В Сейме Литвы была создана комиссия, задача которой была провести подробное расследование убийства Абромавичюса и других громких преступлений, связанных с расследованиями этого "героя" спецслужб.

Комиссия в декабре 2007 года объявила выводы: "Ликвидация Юраса Абромавичюса – это убийство, которое совершило террористическая организация, связанная с партией "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", конкретно с некоторыми руководителями этой партии".

Кроме того, отмечалось: "Абромавичюс собрал много данных о террористических актах – о взрыве моста через реку Бражуоле и других терактах, поэтому он стал опасен для некоторых влиятельных личностей, и это послужило мотивом для его ликвидации".

Поэтому можно смело утверждать, что активисты оппозиции, которые проводят гражданские акции у Сейма – ангелочки по сравнению с матерыми организаторами терактов и грязных провокаций. Ничего удивительного, если с самых верхов навязывается прославление таких же личностей, как они: Йонаса Норейки, Антанаса Случки, Йонаса Мисюнаса и других известных пособников нацистов.

Конечно, надо признать, что в современной Литве видны признаки прогресса. В стране поднимается общий уровень гражданской активности, все больше представителей творческой интеллигенции открыто встали в ряды активной оппозиции правящему режиму: философы Нида Василиаускайте, Андрюс Мартинкус и профессор Алгис Дегутис, математик Эдвардас Саткявичюс, писатели Бируте Дилпшене и Римантас Грейчюс, певцы Вайдас Баумила и Вилюс Тарасовас и еще целых ряд их коллег. Конечно, это не нравится правящему режиму. Но идти на диалог власти не намерены.

"Диалога не будет"

Видно, что правящий литовский режим выбрал тактику осажденной крепости. Главари режима постоянно кричат, что для Литвы очень опасны соседние Россия, Белоруссия, а также Китай. Также подчеркивается, что лидеры Литвы делают все возможное, чтобы "изолировать" Россию. А всякие внутренние враги только ставят палки в колеса "крестовому походу" правящего режима. 

В советской Литве все опиралось на принципы равенства и гуманизма. Но с 11 марта 1990 года, когда была объявлена независимость, прошло уже 31 с половиной года.

Тогда, много лет назад, с высоких трибун звучали обещания о том, что в Литве воцарится демократия. Но в итоге "экспорт демократии" принес стране расцвет ксенофобии (в основном, русофобии и антисемитизма), огромное социальное неравенство, волну огромной эмиграции на Запад, атмосферу хаоса в обществе, героизацию нацизма, массовые нарушение прав человека.

Вот до чего довела гибридная литовская "демократия" и тактика осажденной крепости. Вопрос только в том, когда именно она доведет страну до полного коллапса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.