Экология по-европейски: на Грету Тунберг надеемся, а с Балтийским морем плошаем

В акваторию Балтийского моря поступает все больше азота и мусора, из-за чего ситуация становится по-настоящему критической, причем это признают как местные чиновники, так и международные организации, включая ООН.

Европейские политики все чаще говорят о необходимости сокращать выбросы СО2, а евробюрократы, оперируя популистскими лозунгами шведской школьницы-экоактивистки Греты Тунберг, пишут все более амбициозные программы вроде "зеленой сделки" (уменьшить выделение парниковых газов в ЕС к 2050 году до нулевой отметки). Это при том, что до сих пор внятной и научно обоснованной аргументации, которая на официальном уровне оправдывала бы все эти инициативы по сокращению выбросов, нет.

Тем временем в наднациональных структурах Евросоюза в упор не замечают действительно важную проблему, связанную с экологией. Речь идет о Балтийском море, которое считается одним из самых грязных в мире. Его акватория уже в 2017 году прочно закрепилась в малопочетном топ-10 самых загрязненных морей. Сегодня ситуация становится критической. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Балтийское море вообще теперь называют самым грязным.

Азотные удобрения, старые сети и канаты, пластик и сигаретные окурки – все это Литва выбрасывает в море в огромных количествах. Как заявили в Министерстве окружающей среды балтийской страны, больше всего акватории наносит ущерб эвтрофикация – интенсивное цветение водорослей, вызванное избытком питательных веществ. Их число постоянно увеличивается, поскольку все большая часть азота попадает в воду из-за сельскохозяйственной деятельности.

В Литве все чаще стали высаживать зерновые и рапс, которые требуют использования огромного количества удобрений. В итоге эти вещества через грунтовые воды и реки попадают в море, где и питают водоросли. Итог – в акватории сильный недостаток кислорода, вода становится все более мутной, а почти 96% Балтийского моря затронуто эвтрофикацией.

При этом объем сброса азота в акваторию продолжает увеличиваться. В 2012–2017 годах количество азота, поступающего в Балтийское море из рек Литвы, выросло на 18% по сравнению с 2006–2011 годами. Данные за последние несколько лет еще не опубликованы, но учитывая, что сельское хозяйство страны продолжает наращивать производство зерновых и рапса, ситуация, очевидно, только ухудшается.

Как же так вышло, что проблему видят и признают международные организации, власти в Литве и местные экологи, но никто ничего не предпринимает, а ситуация становится все хуже?

Если сильно упростить, то у балтийского руководства и фермеров, которые все чаще засаживают сельскохозяйственные угодья рапсом и зерновыми, попросту нет выбора. Наднациональные структуры ЕС с помощью законов и регулирования дотаций сделали так, что Прибалтика вынуждена идти по этому пути, игнорируя проблемы загрязнения окружающей среды.

Лицемерная экология по-европейски

Этим летом в пресс-службе Министерства сельского хозяйства Литвы заявили, что ожидают рекордного урожая зерновых и рапса. Сами фермеры говорят о благоприятных погодных условиях, которые позволят собрать еще больше сельскохозяйственной продукции, чем в прошлом году. Неплохой стимул для работы с зерном и рапсом дают весьма высокие цены на подобную продукцию на мировом рынке.

Казалось бы, нужно радоваться. Урожай хороший, спрос на товар есть, а высокие цены позволяют хорошо на этом заработать. По предварительным оценкам, общий урожай зерновых составит 6,93 млн тонн, из них пшеницы – 4,89 млн, а рапса – 1,04 млн. Это лучший показатель за десятилетие.

Но подобные новости могут показаться положительными, только если не вдаваться в детали. Проблема в том, что в Литве сокращаются площади лугов и пастбищ. Они, в отличие от полей с зерновыми и рапсом, ущерб экологии не наносили и не требовали тонн удобрений, которые в итоге загрязняют Балтийское море.

И вот тут мы подходим к самому интересному – к причине такой трансформации сельского хозяйства в стране.

Евросоюз все меньше выделяет дотаций балтийским фермерам. В целом финансовая помощь работникам сельскохозяйственной отрасли в ЕС всегда больше шла в Западную Европу, чем в Восточную. Все уже привыкли, что французский или итальянский фермер получает в разы больше, чем литовский или эстонский. Однако сегодня такая тенденция стала еще сильнее.

В июне 2021 года Европейский суд отклонил иск Литвы, в котором она просила отменить решение Еврокомиссии от 2017 года об уменьшении суммы, выделяемой литовскому сельскому хозяйству, более чем на 10 млн евро. Фермеры в балтийской стране вынуждены как-то выживать. Есть спрос на рапс и зерновые, плюс на него еще и растет цена? Значит надо срочно заниматься выращиванием этих культур. Да, есть серьезный урон экологии, но это уже издержки, которые компенсировать пока нечем.

Выходит, Литва как бы добровольно переходит на монокультуры, которые дают фермерам сиюминутную прибыль, но не имеют никакого цикла производства и не улучшают реальный сектор экономики. Все строится по принципу "быстро вырастили и быстро продали". Если пастбища поднимали легкую промышленность, давая работу в мясо-молочной отрасли, то зерно и рапс могут дать только быструю прибыль, которая в перспективе обернется катастрофой, причем как экономической (когда поля придут в негодность), так и экологической.

И вот что интересно: в Евросоюзе, где об экологии говорят каждые десять минут и еще чаще принимают законы по сокращению выбросов СО2 (игнорируя логику и экономическую целесообразность проектов), почему-то не беспокоятся о такой "грязной трансформации" сельского хозяйства в Литве, наносящей ущерб акватории Балтийского моря.

При этом еще в 2019 году в Германии, к примеру в земле Мекленбург-Передняя Померания, решили от рапса вообще отказаться. Чиновники прислушались к экологам и согласились, что для таких культур нужно использовать много пестицидов, что вредно для окружающей среды. А вот за Литву, Эстонию и Латвию никто не переживает. Видимо, экология в Западной и Центральной Европе важнее, чем в Прибалтике.

Удобрения – страшнее, чем выбросы CO2

Как отметил в комментарии для Baltnews бывший вице-председатель партии "Зеленые Эстонии" Андрей Гудим, Литве, как и ее балтийским соседям, нужно справедливое распределение пособий для фермеров. Выращивание рапса было бы логично в случае дальнейшего его использования в массовом порядке в качестве ресурса для биотоплива. Однако такой тип энергоносителя вскоре перестанет считаться экологически чистым, чего многие эксперты по экологии добиваются уже долгие годы.

"Скорее всего, от рапса в ЕС будут отказываться, но сложность в том, что это будет неравномерно. Да, сельское хозяйство в Прибалтике может перестроиться под другие культуры, которые не станут наносить такой серьезный урон акватории моря, но многое упирается в финансы и дотации. В Евросоюзе уже давно наблюдается проблема неравномерного распределения выплат фермерам. Балтийские работники из сельскохозяйственной отрасли получают намного меньше, чем их коллеги из Западной Европы, поэтому отказ от рапса и других культур, требующих использование большого объема удобрений, в Прибалтике будет более медленным. До тех пор, пока это будет хоть немного выгодно, угодья будут засаживать подобными культурами до последнего", – говорит эксперт.

Он подчеркнул, что урон Балтийскому морю наносит в большей мере именно сельскохозяйственная деятельность, а не судоходство. В этой акватории судам запрещено использовать топливо с высоким содержанием серы. 

"Выходит, балтийский регион нуждается в переформатировании сельского хозяйства, если мы хотим остановить процесс загрязнения моря, но серьезных стимулов, чтобы это изменить, пока что нет. Причем в первую очередь все упирается в политику, ведь дотации для Восточной Европы "выбивать" все сложнее, а без них отказаться от зерновых культур и рапса быстро не выйдет", – констатирует Гудим.

Политика важнее

В отношении экологии в странах Балтии – впрочем, как и других государствах Евросоюза – видны серьезные двойные стандарты. Литва охотно приняла условия "зеленой сделки" Еврокомиссии, которая абсолютно не выгодна для этой страны экономически.

Уже сегодня Вильнюс все больше погружается в энергетический кризис, ведь по условиям этой сделки собственное производство электричества в государствах Прибалтики продолжает падать (Игналинская АЭС так и остается закрытой, производство горючих сланцев в Эстонии сворачивается, импорт энергии приходится увеличивать).

Игналинская АЭС

При этом на реальную экологическую проблему, которая действительно угрожает Литве, в правительстве закрывают глаза. Одного лишь признания того факта, что Балтийское море стало самым грязным, недостаточно.

Создается впечатление, что Вильнюс намерен до замалчивать проблему до тех пор, пока не придет соответствующий приказ от Евросоюза. А ведь он может так и не прийти, ведь зерно и рапс той же Германии нужно где-то закупать, а на своей территории ведущие страны ЕС выращивать эти культуры не хотят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.