Мэр Вильнюса и главный литовский либерал Ремигиюс Шимашюс наслаждается прелестями третьего в своей жизни медового месяца на экзотических островах в океане. На родине градоначальники готовят холодный душ усилиями политических противников, завистников и брошенной жены.
Служебный роман вспыхнул мгновенно в здании столичного самоуправления и разгорелся буквально в считаные дни. Как это бывает, он курировал городские инвестиционные и строительные проекты, она трудилась в архитектурной компании своего двоюродного брата. Тут же ничем не примечательная команда проектировщиков DO Architects стала получать один выгодный заказ за другим. Совпадение? Не думаю, как говорят по телевизору.
Нечистая дойка
Мэр Вильнюса – четвертое лицо в государственной иерархии. На лестнице влияния он стоит после президента Гитанаса Науседы, спикера Сейма Виктории Чмилите и премьера Ингриды Шимоните. Председатель Конституционного суда, генеральный прокурор, генкомиссар полиции и прочая – все они по политическому и государственному весу уступают столичному градоначальнику.
Он к тому же не последнее лицо в неолиберальной Партии свободы. Юридически политическое движение возглавляет Аушрине Армонайте. Однако известно, что роль серого кардинала в ПС принадлежит Шимашюсу. Он эту партию придумал, создал, поддерживает всячески, в том числе за счет столичных ресурсов.
Возможно, финансировал бы через подставных лиц, но вынужден быть осторожным и считаться с позицией партнеров по коалиции в городском самоуправлении.
Именно заклятые друзья-консерваторы первыми стали возмущаться странным поведением мэра, по делу и без него каждую минуту заворачивавшего к архитекторам. Итог очередного визита всегда одинаков – новый лакомый кусочек, отнятый у не менее способных.
Враги начали копать в этом направлении и установили – Шимашюс без всяких на то оснований единоличными решениями в пользу будущей супруги выдаивал городской бюджет.
Женщины в ярости
"Работай Шимашюс членом кабинета министров, вылетел бы с должности, как пробка. Здесь не нужны никакие комиссии по этике", – не особо церемонилась премьер Шимоните, оценивая ситуацию в горсовете.
Не выдержали нервы и у брошенной супруги. Она собралась с духом и выложила журналистам свою правду об изменщике – склонный ко лжи трус и двурушник, фактически двоеженец, гадкий и шкодливый до такой степени, что жена и дети узнали о предстоящем разводе из бульварных газет. "Тетя", которая вчера называла детишек "очаровашками", оказалась гадюкой. А еще… Одним словом, пошло-поехало.
Чтобы перехватить инициативу у нападавших, мэр объявил об отказе баллотироваться на следующих выборах, однако ход не оказался выигрышным. Прессинг только усилился. Надолго исчезнуть с новоиспеченной супругой на райском острове у Шимашюса тоже не вышло.
Не личное дело
Была в советские времена прекрасная практика в области кадровой политики: если человек не в состоянии поддерживать порядок в семье, такому нечего делать среди государственных управленцев. Так же не приветствовалась работа супругов в одном учреждении, если кто-то из них являлся начальником для второго.
Времена, как мы понимаем, сильно изменились. Например, беспринципные либералы-однопартийцы даже не подумали осудить Шиманюса. По словам боссов, это очень современно – пожил с одной, поживет с другой, а там поменяет на очередную. Мол, это модно, так многие мужики сейчас поступают.
Но столичные консерваторы в своих обвинениях напирают на моральную сторону вопроса и явную дискредитацию высокой выборной государственной должности. Случись подобное с клерком – выперли бы без разговоров. Мэр – не рядовой сотрудник горсовета. На этом отрицательном примере следует выучить преемников столичной власти на 100 поколений вперед.
То есть мэру грозят неприятные разбирательства. Сплетники поговаривают – он готов оставить занимаемый пост, однако лучшие друзья сомневаются в реальности решительного шага. По мнению этих людей, Ремигиюс дотянет до очередных выборов, передаст сменщику золотую цепь и печать, а сам в союзе с женой и шурином займется новыми градостроительными проектами. В том смысле, не пропадать же накопленному архитектурному опыту?
Есть и третья группа горожан, предлагающих с прогнозами не торопиться и дать донжуану возможность объясниться, чтобы окончательно расставить точки над "I". Все-таки речь идет о четвертом человеке в государстве, в котором никто не имеет права возвышать личные интересы над общественными.
Ни капли не жалко
Что касается личных впечатлений, мэра совершенно не жаль. Он всегда производил впечатление скользкого шулера, по трупам взбирающегося на вершины карьерной лестницы. Даже прежние брачные союзы провинциальный ловелас заключал в корыстных целях. В этом смысле новой избраннице можно только посочувствовать.
Городском голова обещал сделать Вильнюс уютным для всех, не обращая внимания на национальность. На деле системно ущемлял интересы поляков и русских, коих в городе суммарно более 30% от общего числа. Под маркой оптимизации закрывал школы национальных меньшинств, убирал привычные для старожилов городские символы.
Чего стоит одна эпопея борьбы против советских скульптур на центральном Зеленом мосту через реку Нерис. Убрал-таки! Параллельно запретил строительство значимого социально-культурного объекта под названием Дом Москвы.
Кричал: "Не будет российского осиного гнезда, пока мэром является Шимашюс". Проявил себя не только законченным русо- и полонофобом, но и откровенно фашиствующим молодчиком.
Такого проходимца не жаль ни капли. Жаль страну, в которой высокие начальники имеют право распоряжаться служебным положением и пользоваться народными деньгами по своему усмотрению и на правах удельных князей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.