На грани истерии: Литва кидается в крайности из-за страха перед мигрантами

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis

Появление в Литве нелегальных мигрантов показало слабость власти. Правительство и обычные граждане показали всю степень своей ксенофобии, расизма и паникерства.

Президент Литвы Гитанас Науседа во втором по счету годовом докладе справедливо отметил: "В критических ситуациях как под увеличительным стеклом проявляются наши слабые и сильные стороны".

Траффик нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и Африки в Европу через Белоруссию и Литву стал увеличительным стеклом. Оно показало: правительство и рядовые граждане – паникеры, ксенофобы и расисты.

Хотя по статистике Службы охраны госграницы один беженец приходится на 1370 жителей, литовцы искренне боятся чужестранцев. Не белый – значит, очень плохой. Пусть живет во Франции, в Германии или где угодно, только не в Литве.

Черно- и желтокожим здесь не место; чтобы отбить у них охоту нелегально пересекать литовско-белорусскую границу, нужно приравнять прибывающих к диверсантам и расстреливать на месте; сажать в тюрьмы "всех непосредственных участников агрессии против Литвы" – так было начертано на плакатах, с которыми испуганные патриоты собрались у здания парламента.

На других транспарантах были не менее радикальные призывы: "Нелегальным мигрантам – статус преступников", "Нет – вторжению в литовское государство. Нет – предательству власти, колонизации Литвы арабами!", "Суточные мигранта – каждому пенсионеру" и, наконец, "Защитим границу – обороним Литву!".

Наказание без преступления

По состоянию на середину лета, через границу прорвалось менее 2200 нелегалов, но это в 23 раза больше, чем за весь 2020 год. В лагерях беженцев находится около 900 граждан Ирака (или называющих себя гражданами этой страны), 200 человек из Конго, полторы сотни камерунцев, почти 100 жителей Гвинеи, 70 – Ирана.

Есть россияне из Чечни и Дагестана, есть вьетнамцы, индусы, но больше всего лиц без каких-либо документов. Примерно о тысяче человек абсолютно ничего не известно.

Худшие сценаристы прогнозируют появление в стране около 50 тысяч нелегалов до конца текущего года, примерно половину из которых не удастся быстро идентифицировать. Для официального Вильнюса это огромные цифры.

Правительство на прошлой неделе объявило экстремальную ситуацию на государственном уровне. При полном отсутствии фактов МВД и Минобороны назвали Минск зачинщиком гибридной войны, развязанной против соседей и, разумеется, против остальной Европы.

Габриэлюс Ландсбергис, глава МИД и председатель правящей консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы" 17 июля на заседании политсовета СО-ХДЛ в очередной раз подчеркнул:

"Мы столкнулись не с кризисом беженцев. Мы столкнулись с гибридной войной, оружием в которой стали мигранты".

Модный националист Витаутас Синица называет поток нелегалов "тщательно спланированной и хорошо организованной атакой, которой нелегитимный [Александр] Лукашенко мстит Литве за ее принципиальную позицию в белорусском вопросе и за поддержку оппозиции". Большая часть политиков увлечена безрезультатной болтовней.

Литовская власть подняла шум на весь континент. Глава МИД с плохо скрываемой гордостью заявил:

"Благодаря нелегалам о Литве громко заговорили европейские и мировые СМИ".

Если главная цель именно в политической трескотне и обвинениях в адрес Белоруссии в расчете на новые санкции, тогда Вильнюс добился желаемого: Брюссель выделил деньги на укрепление восточной границы Европейского союза, соседние страны направили людей в помощь измученным пограничникам, военные поделились тоннами "колючки", которую уже начали разматывать вдоль контрольно-следовой полосы.

А у вильнюсских демагогов появился новый фундамент для строительства теорий заговоров. Повсеместно слышны обвинения в адрес президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в попытках уничтожить коллективный Запад. Как же без "руки Кремля"!

Агрессивная паника берет верх. Посыпались предложения создавать для нелегалов гетто, запрещать свободно перемещаться, задерживать на срок до 6 месяцев, депортировать максимально возможное количество и так далее. Чтобы придать этим недемократическим шагам видимость законности, депутаты Сейма собрались на специальную внеочередную сессию и большинством голосов установили в Литве "новый порядок".

В зале заседаний блеснула руководитель МВД Агне Билотайте. Блондинка договорилась до "концентрационных лагерей для беженцев" и наверняка дошла бы до планов по строительству газовых камер, да однопартийцы вовремя одернули расшалившуюся русо- и белорусофобку.

Тем не менее, министра поддерживают все местные фрики. Коллегиально сошлись во мнении, что в самой Литве полно "батькиных" подельников, которые должны подбирать беглецов у границы, переправлять в Польшу, оттуда в Германию и дальше.

"Это хорошо организованный, разветвленный и очень доходный бизнес", – бездоказательно, но глубокомысленно заявил, например, "укушенный" политолог Нериюс Малюкявичюс.

Литовская госбезопасность, разведка и контрразведка на тему гибридной войны против Литвы молчат. Это очень странно: или спецслужбы являются полноценными партнерами белорусов, или сказать по существу вопроса им нечего.


Здравые мысли трезвых голов

До весны текущего года Конституционный суд возглавлял Дайнюс Жалимас, человек неприятный внутренне и внешне. Русофоб со стажем очень рассчитывал сохранить высокий пост с помощью консерваторов. Однако звезды распорядились иначе. Желчный Жалимас мстит за предательство при каждом удобном случае.

Вот и в складывающейся предкризисной ситуации он камня на камне не оставил от сформировавшихся взглядов, обвинив нынешнюю власть, включая президента, в "несолидности и наивности":

"Попытки прировнять этот вызов к вооруженной агрессии – это паника. Если уж действительно происходят агрессия и война, почему президент [Науседа] как верховный главнокомандующий никак не реагирует, а заседания Госсовета обороны напоминает пиар-акцию?".

Жалимас справедливо отмечает: давно и всем известно, что восточная граница Европейского союза и НАТО охраняется недостаточно надежно. Литва всегда рассчитывала на прагматичное приграничное сотрудничество с Белоруссией, но жизнь внесла свои коррективы, заставшие Вильнюс врасплох.

В итоге Литва получила от международного криминала то, что и должна была получить. Много внутригосударственных проблем. Например, нерасторопность Департамента миграции, работающий строго в рамках закона и неспособного крутиться быстрее. Однако разумные предложения тоже должны находиться в рамках законодательства.

В этом смысле некоторые поправки в закон о правовом положении иностранцев пугают своей антиконституционностью.

Депутаты парламента предлагают поиздеваются над правами человека и судами. Если нелегалу откажут в убежище, он даже не сможет оспорить решение в апелляционном порядке.

"Такая логика противоречит правам человека", – ссылается экс- руководитель Конституционного суда на юридические документы ЕС.

На всякую логику есть антилогика

Думаете, к таким, как Жалимас, прислушиваются? Увы. Жизнь во властных верхах идет по принципу "зачем мне ваше мнение, если у меня есть свое?". Самовлюбленных менеджеров не может ничему научить даже надвигающаяся гуманитарная катастрофа.

Возвратимся к докладу президента Науседы, цитатой которого начали. Озвучим еще одну:

"Политики вязнут в выборе бесплодных склок и неумения слышать друг друга".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.