Дело о Тайване. Как Литва ступила на тонкий китайский лед

© Sputnik/ Александр Вильф

Литва, пытаясь угодить американской политике, лишает себя больших выгод от сотрудничества с КНР, включая портовую инфраструктуру, считает китаист.

Политика властей Литвы не строится на длительную перспективу и руководствуется сиюминутными указаниями из Вашингтона, а сама литовская попытка выстроить отношения с Тайванем, чей ВВП примерно в 35–40 раз меньше китайского, демонстрирует потерю суверенитета Вильнюсом, считает китаист Николай Вавилов.

"Литва выступает определенным авангардом в инициативах США, пытается угодить хозяевам из Вашингтона, потому что суверенитет Литвы подорван в плане внешней политики и ни одно разумное объяснение не существует для того, почему она активно пытается признать Тайвань. На самом деле, если мы посмотрим на те страны, которые сближаются с Тайванем, Литва будет, наверное, одной из самых значимых", – отметил Вавилов в разговоре с Baltnews.

Ранее стало известно, что Литва планирует до конца 2021 года открыть свое представительство на Тайване.

Эксперт выразил уверенность в том, что Литва сближается в угоду Вашингтону, а не для достижения своих национальных интересов.

Вавилов подчеркнул, что действия литовского правительства на международной арене ведут к тому, что балтийская республика теряет значительное количество китайских туристов, потенциальное значительное количество китайских инвестиций, в том числе в портовую инфраструктуру республики, и практически ничего не приобретает в случае сношений с Тайванем.

"Также возможна и коррупционная составляющая со стороны Тайваня. Известны случаи, когда тайваньские представители уговаривали небольшие страны Африки и Латинской Америки, которые не имеют абсолютно никаких отношений с Китаем, установить связь с Тайванем, чтобы повысить его авторитет. А правительства [этих стран] были крайне коррумпированы, и режимы в этих маленьких странах Африки были очень нестабильны и, как правило, речь шла о коррупции в отношении высшего руководства. То есть, в данном случае, очевидно, что такая практика Тайванем могла распространиться и на Литву. Здесь интересы Вашингтона и Тайбэя могли совпасть", – отметил китаист.

Вавилов не исключил того, что в будущем, действуя по указке США, Литва может официально признать Тайвань независимым государством и стать первой страной ЕС, установившей с Тайванем дипломатические отношения. В свою очередь, это может нанести мощный удар по китайско-европейским отношениям, самому Евросоюзу и Китаю, а также принести серьезную дипломатическую победу Тайваню.

"Мы знаем, что сейчас на повестке соглашение между Евросоюзом и КНР по инвестициям и этот прецедент признания одной из стран ЕС создаст очень большую угрозу для вот этого подписания, что станет большой дипломатической победой Тайваня. Особенно на фоне обострения отношений с КНР и слухов о военных планах по силовому воссоединению Тайваня с Китаем", – подчеркнул эксперт.

"Одно дело, когда Тайвань – это страна, которую признали некоторые африканские и латиноамериканские страны, а другое дело, когда это страна, которую частично признал Евросоюз, и это, конечно, повысит международный статус Тайваня, сделает еще один большой шаг, на самом деле, к изменению конституции Тайваня в пункте о том, что это на самом деле независимое Тайваньское государство, а никак не Китайская Республика, как это государство сейчас называется", – добавил политолог.

Вавилов полагает, что в случае военной операции возможность ввести санкции в отношении КНР увеличится, и эти ограничительные меры в каком-то смысле получат легитимную основу, так как сейчас Евросоюз признает только Китайскую Народную Республику.