В Варшаве неспокойно. Команда президента Анджея Дуды, кабинет министров, депутаты парламента, политики первого круга и спецслужбы гадают, каким образом была "слита" электронная переписка канцлера правительства Михала Дворчика с премьером Матеушем Моравецким?
Такие вещи случайно не происходят. За ними в нашем случае могут стоять противники правящей партии "Право и справедливость" (ПиС). Однако с какой целью в качестве мишени была выбрана Литва, да еще в таком неприглядном контексте?
Соус по-польски
Мало того, что блюдо получилось малоприятным, Дворчик для его приготовления переборщил с соусом, заявив: "Золотое время польско-литовских отношений закончилось, однако сотрудничать нужно и дальше".
Нет необходимости гадать, что означают эти слова. Варшава согласна и впредь поддерживать глобальные энергетические проекты Вильнюса (строительство газопровода, электросоединений через Польшу с "большой" Европой, выход Литвы из энергетического кольца БРЭЛЛ), реализацию европейского стратегического железнодорожного проекта Rail Baltica "Берлин – Хельсинки" и автомагистрали Via Baltika "госграница Литвы – Таллин". Но не в роли благотворителя, а за реальные вознаграждения.
Какими они окажутся в каждом конкретном случае – неизвестно. Однако кое-что предположить можно. Например, требование преференций и льгот для работающих в Литве польских компаний и в первую очередь нефтеперерабатывающего завода Orlen в Мажейкяй.
Или отказ Вильнюса от попыток в ущерб польскому Свиноуйсьце стать в Восточной Европе и на Балканах распределительным хабом сжиженного природного газа (СПГ). Возможно, литовцев настоятельно попросят ускорить решение застарелых вопросов польской общины, которая, между прочим, вторая по величине в мире после общины в США.
Вариантов может быть много.
Давились, плевались, но ели
В Вильнюсе сделали хорошую мину при плохой игре и никак не отреагировали на утечку. Даже политические игроки, которых прямо упоминал канцлер польского кабмина, отказались что-либо комментировать.
Например, экс-премьер Саулюс Сквернялис, так много лично сделавший для налаживания нормальных отношений с поляками, в ответ из уст Дворчика услышал: "Сквернялис планирует стать лидером парламентской оппозиции, перенять руководство партией ["Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ)] или, если не удастся, заняться созданием нового политического проекта".
Правдивы или лживы слова канцлера – Сквернялису они одинаково неприятны, поскольку рисуют человека, склонного в политике играть в свои тайные игры.
Аналогично должна себя чувствовать руководитель литовского правительства Ингрида Шимоните, которая "между строк декларирует желание сохранить нейтралитет" в спорах Варшавы и Брюсселя относительно начатой в Польше судебной реформы.
Глава Минюста полька Эвелина Добровольска – "умная девушка, с которой точно будем сотрудничать". А вот министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис не приглянулся. Его охарактеризовали как "полоноскептика, настроенного против планов президента [Гитанаса] Науседы поддерживать добрососедские отношения".
МИД Литвы не только отказался от каких-либо комментариев, но и не пригласил для объяснений посла Урсулу Дорошевску, дабы не педалировать тему.
Чтобы выкрутиться из неприятной для себя ситуации, литовские политики сначала усомнились в аутентичности переписки, а чуть позже объявили ее подделкой, происками "врагов" Литвы и Польши, коих, как известно, два: Белоруссия в меньшей степени и Россия – в большей.
Поскольку в последнее время в Европе ничего не обходится без товарищей Петрова и Боширова, удивительно, как официальный Вильнюс не додумался обвинить парней в организации "слива" электронной переписки между канцлером правительства Польши Михалом Дворчиком с премьером Матеушем Моравецким? Возможно, это впереди.
Мутный след России
Официальная Варшава более серьезно подошла к обвинениям в адрес Москвы. Прямых доказательств нет, но разве они нужны, когда речь идет об "агрессивности Кремля"? Русофобия, спесь в отношениях с Европейским союзом и лакейство перед США давно стали китами польской политики.
Президент Дуда и негласный руководитель страны лидер ПиС Ярослав Качиньский снискали репутацию евроскептиков. Америка для них – главная опора. Особую роль НАТО и необходимость размещения американских войск безоговорочно признают оба в качестве гаранта суверенитета Польши.
Что касается России – в этом вопросе Варшава следует в кильватере настроений Белого дома, но всегда старается подчеркнуть многовековую "недружелюбность" Москвы и ее "посягательства" на польские земли, начавшиеся с 1795 года. Лягнуть Кремль – нет высшей доблести для польского шляхтича. Поэтому и в "сливе" переписки так быстро был найден козел отпущения.
Польша добилась, чтобы вопрос о "хакерских атаках из РФ" включили в повестку саммита руководителей стран ЕС, который состоялся в Брюсселе 24–25 июня. Варшава также проинформировала партнеров по НАТО о "продолжающихся гибридных и кибернетических атаках, направленных против польских чиновников со стороны спецслужб России".
В этом месте следует уточнить: ни в Евросоюзе, ни в НАТО особо полякам не поверили. Если кто и ставит под угрозу национальную безопасность Польши, то сами польские чиновники своей расхлябанностью и вседозволенностью.
Впрочем, как видно из текста, эта болезнь поразила и литовцев: сначала болтают, что на ум взбредет, потом краснеют и отказываются объясняться, прикрываясь необходимостью блюсти государственные интересы.
Каковы они, если в значительной степени зависят от настроений, циркулирующих в соседней столице? Кто знает, какие ветра в адрес Литвы будут в Варшаве дуть завтра?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.