Плевок против. Что будет делать ЕС с позицией Литвы по ЛГБТ

Литовский политолог рассказал, как Евросоюз может "наказать" Вильнюс за отказ от подписания письма ЕС о защите прав ЛГБТ.

Решение президента Литвы Гитанаса Науседы не ставить подпись под европейским письмом о защите прав ЛГБТ может сделать из республики изгоя, которым отчасти стала Венгрия, выбравшая путь против "ценностей" Евросоюза, считает политолог Вадим Воловой.

"Когда это заявление было сделано в ЕС, да и в такой форме, то это было похоже на принципиальную позицию президента. А какие последствия у этого – надо смотреть. Как показывает пример Польши и Венгрии, в Брюсселе не очень любят такие страны, которые таким образом относятся к тематике ЛГБТ – это может иметь свои политические последствия. И Литва будет восприниматься иначе в Европейском союзе", – рассказал Воловой в беседе с Baltnews.

При этом в ЕС далеко не каждая страна разделяет подобные взгляды на права различных сексуальных меньшинств, что не делает ни Литву, ни Венгрию, ни Польшу априори неправыми.

"Необходимо сказать, что не все поддерживают, в том числе в ЕС, повестку дня по ЛГБТ, то есть возникает вопрос, что в принципе Науседа прав, что он отражает позицию основной массы населения своей страны, как и те же венгры и поляки в чем-то правы, защищая, как они себе представляют, ценности традиционной семьи", – пояснил политолог.

Угроза от возможного давления Брюсселя на Литву ставит Науседу в ситуацию, в которой он оказывается перед сложным выбором. "Действовать в рамках политической выгоды: не плевать против европейского ветра и не создавать себе лишних проблем – политических точно, возможно, даже экономических, имиджевых в ЕС или принципиально защищать те ценности, которые в обществе отдельной страны признаны приоритетными", – отметил эксперт.

"Науседа выступил в приоритетном ключе, и это вызывает уважение, что он обозначил суверенный подход в данном вопросе с внутренней стороны", – добавил эксперт.

По мнению Волового, данная ситуация выявила очевидный конфликт президента с консерваторами. "Когда это происходило внутри страны, то можно было подумать, что такой политической игрой президент реагирует на позицию большинства населения и таким образом зарабатывает себе политические очки и гарантирует поддержку в борьбе с консерваторами", – сказал эксперт.

При этом в самом Брюсселе никого не интересует, кто именно будет решать в Литве вопрос о позиции по ЛГБТ. Для ЕС важнее всего окончательная позиция республики. "Одно дело, когда там замминистра иностранных дел что-то подписывает. Но все равно окончательное слово за политиком более высокого ранга, а это президент", – напомнил политолог.

"Брюссель уточнит позицию [Литвы], и, если Науседа подтвердит ее, тогда Литва станет в один ряд с Польшей и Венгрией с политической точки зрения, не говорю о других возможных негативных последствиях. Это может плохо повлиять на позицию Литвы в ЕС, и сейчас примером и индикатором того, что может быть, служит Венгрия. Надо следить, как ситуация будет развиваться с ней. На нее оказывается достаточно большое давление, и на основании этого делать выводы", – объяснил аналитик.

Однако с точки зрения внутренней политики это точно будет положительно оценено населением, а с точки зрения государства – это другой вопрос. "Тут уже выбор за страной и за конкретным политиком – что он выбирает", – заключил Вадим Воловой.