В апреле 2019 года Польский дискуссионный клуб организовал в Вильнюсском университете дебаты, в которых приняли участие социалист Витянис Андрюкайтис, экономист Гитанас Науседа, финансист Ингрида Шимоните и председатель партии "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" Вальдемар Томашевский.
Предвыборная президентская гонка была в самом разгаре, и, как всегда, дифирамбы и обещания лились рекой, поскольку каждый считал нужным отметить, что без активности традиционных национальных общин Литва как бы не Литва на 100%. Вскоре президента выбрали, а ранее прозвучавшие обещания Науседы заморозили до лучших времен.
Очередной всплеск внимания к данной проблематике проявился в ходе парламентских выборов осенью 2020 года. Вновь зазвучали речи о недопустимости законодательного пробела в таком вопросе, как интересы нацобщин.
После выборов ситуация несколько изменилась. Закон о национальных меньшинствах не вошел в список приоритетов новой коалиционной власти, однако сопутствующие вопросы в программе правительства консерваторов из "Союза Отечества – Христианских демократов" (СО-ХДЛ), либералов из одноименного "Движения" (ДЛ) и неолибералов из новой Партии свободы (ПС) все-таки нашли свои места.
Десять лет спустя
В июне 2021 года дело идет к тому, что спустя десять лет в Литве могут начать обсуждение нового Закона об общинах. Правда, расклад сил в парламенте выглядит как 50 на 50. Например, депутат от СО-ХДЛ Аудронюс Ажубалис опасается, что пострадает национальная безопасность. В первую очередь за счет широкой либерализации в сфере образования, цитируем:
"Международная практика показывает, что социальные или национальные общины лучше всего интегрируются, когда образование идет на языке титульной нации. Далеко за примерами ходить не нужно: в соседней Латвии с 2022 года учиться можно только на латышском языке – исключения коснутся лишь родного языка и литературы. Аналогичная ситуация в странах Западной Европы".
Все так, но есть те, кто возражает Ажубалису. Например, "верхи" Партии свободы, в частности, министр юстиции Эвелина Добровольска, советует посмотреть на ситуацию шире: какой ценой даются Латвии и Франции подобные решения?
Ценой массовых беспорядков, протестов, социального напряжения и раскола гражданского общества? Это очень высокая цена, которую Литва не может и не должна платить в угоду замшелым капризам консерваторов.
"Интеграция не подразумевает под собой ассимиляцию", – кричат либералы, но особой веры им нет среди старших братьев по коалиции.
"Сохранение школ с русским и польским языком обучения выгодно Кремлю, а ученики таких образовательных учреждений – прямой объект российской пропаганды", – пытается парировать Ажубалис.
В русле госполитики он, конечно, абсолютно прав. До него это же утверждали в СО-ХДЛ все, начиная с Витаутаса Ландсбергиса и заканчивая директором последней школы.
Покойный националист Ромуальдас Озолас вообще не допускал мыслей о каких-то других школах, кроме литовских. Директор Департамента госбезопасности Гедиминас Грина не сомневался, что польские и русские школы – пятая колонна и почва для ее новых ростков.
Закон парадоксов
Однако консерваторам ради спасения коалиции придется, очевидно, соглашаться на компромисс. Даже воинственный Ажубалис понимает: долгие дебаты в состоянии вбить клин между партнерами, так как Партия свободы и "Движение либералов" серьезно нацелены на диалог с нацменьшинствами, а не на усиление противоречий.
Не случайно в проекте нового закона отдельными пунктами прописаны школьное образование на родном языке, использование польского и русского языков в публичном пространстве и другие принципиальные позиции, не попавшие в литовское законодательство из европейского.
Министр юстиции Добровольска считает, что документ будет одобрен при известной доле терпения:
"То, что у нас нет соответствующего закона, не отменяет того факта, что у нас есть нацменьшинства, нуждающиеся в решении ряда проблем. Это выгодно для самого государства, и я уверена, что этот Сейм должен осознать значимость и важность такого закона", – сообщил дайджест "Экспресс-неделя".
Документ как бы не нужен
По провластной прессе гуляет мнение, авторство которого приписывают неизвестным сотрудникам Департамента национальных меньшинств. Если так на самом деле, то национальным общинам особый закон вообще не нужен:
"Пропаганда изображает русских и поляков Литвы как постоянно угнетаемую, преследуемую группу. В таком контексте российские власти пытаются играть роль спасителей" – и дальше авторы продолжают в этом же идеологическом ключе.
"Контролируемые Кремлем СМИ этот факт отрицают, извращают и навязывают молодежи как единственно верный" – публикация буквально пестрит такого рода утверждениями.
Это пропагандистское письмо является сущей галиматьей, но вопрос в другом: будет ли оно использовано в подковерной парламентской борьбе против либералов?
Как бы там ни было, как были консерваторы против закона о национальных меньшинствах, так и остаются его противниками спустя десять лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.