"Они были коммунистами": власти Литвы продолжают перевирать историю Холокоста

© фото из личного архива Гедрюса Грабаускаса

Тема: Героизация нацизма в Литве

В Литве до сих пор продолжается возвеличивание нацистских преступников. И, похоже, такая политика в стране продолжится еще очень долго.

Утром 8 апреля 2019 года в Литве случилось невероятное – в центре Вильнюса кто-то разбил памятную доску нацистскому преступнику, участнику Холокоста Йонасу Норейке.

Это сделал адвокат Станисловас Томас. Он молотом разбил доску, затем сам позвонил в полицию. На него завели уголовное дело, и он был осужден заочно (поскольку покинул страну), его приговорили к трем месяцам лишения свободы.

Со Станисловасом Томасом Baltnews обсудил, почему он разбил памятную доску Норейке, почему в Литве открыто насаждается культ нацистских преступников и разжигается антисемитизм.

– Г-н Томас, почему вы решили заняться рискованной темой – открыто говорить и писать о прославлении нацистских преступников?

– За последние тридцать лет в Литве создано более двухсот объектов прославления нацистов – им ставят памятники, в их честь вешают мемориальные доски, их именами называют улицы, школы, военные академии. Недооцененные Гитлером нацисты награждаются Рыцарскими крестами и производятся в звания полковников и генералов.

Один из таких якобы "героев" – это Йонас Норейка, Генерал Ветра. В 1934 году он написал книгу "Подними голову, литовец!", в которой написал, что во всех бедах Литвы виноваты евреи.

С 1941 по 1943 годы, во времена фашистской немецкой оккупации, Норейка будет руководить северным регионом Литвы, где прикажет убить около 14 500 евреев и около 300 русских. В целях экономии патронов многих закапывали живыми в землю.

В августе 1941 года он напишет бизнес-план № 1047 на имя министра внутренних дел Литвы и попросит выделить ему 1 181 660 рублей на концлагерь для "нежелательных элементов". В бизнес-плане он подсчитает, что рабский труд быстро окупит инвестицию.

8 апреля 2019 года я взял молот и в центре Вильнюса разбил нацистское лицо Литвы. После 13-го удара мемориальная доска разлетелась вдребезги.

Литовский суд напишет, что я совершил преступление "хладнокровно", даст мне 3 месяца тюрьмы. Меня объявят в европейский розыск, но я дважды убегу из рук полиции.

– Почему решили именно так поступить с этой доской? Ведь есть и другие способы снять такую доску.

– Вы правы, есть другие способы. Но я решил действовать открыто, и мой молот, точнее, моя кувалда, стала символом антинацистской борьбы, поэтому литовский суд принял решение уничтожить инструмент, о чем 30 октября 2019 года полиция Литвы составила "Акт об уничтожении". К сожалению, в акте не указано, каким образом она уничтожена.

Премьер-министр Саулюс Сквернялис и мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс осудили меня за мой поступок и настояли, что нацистская доска должна быть восстановлена. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Норейка достоин Рыцарского креста, который он получил посмертно в 1997 году.

– В июле 2019 года мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс решил снять доску Норейке, но уже в сентябре толпа неонацистов восстановила ее, она и сейчас там висит. Почему литовская элита так настойчиво прославляет жестоких палачей?

– Увы, это так. Президент Науседа отказался отозвать Рыцарский крест даже у нацистского героя Литвы Виктораса Виткаускаса-Сайдокаса, который 26 июня 1941 года в Каунасе отрезал голову раввина Залмана Осовского.

А министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис обратился в суд с просьбой наказать меня как можно суровее, и именно его цитировал прокурор на заседании суда. Хотя он, на секундочку, является правнуком нацистского преступника Витаутаса Ландсбергиса-Жямкальниса, который управлял государственным учреждением "Еврейский концентрационный лагерь" в 1941 году.

Судья Европейского суда по правам человека Эгидиюс Курис написал, что люди, как нацистский преступник Йонас Норейка, были "телом и духом литовской нации".

Вдобавок он сказал, что мой диплом доктора Парижского Сорбонского университета поддельный. Вот так эти люди из элиты наводят клевету на всех, кто им не нравится.

Я подал на него в суд за клевету, потому что подлинность моего диплома доктора подтверждена на официальном сайте Министерства высшего образования Франции, но Европейский суд по правам человека принял решение, что нельзя подавать в суд на Куриса, потому что он судья.

Что же касается действий мэра Вильнюса, то он сыграл так – он всем сказал: "Я решил снять эту доску", а потом решил не вмешиваться.

И что получается? Какой-то дешевый цирк.

Кроме того, мэр Вильнюса обратился к журналистам с просьбой забыть мое имя, как было забыто имя Герострата, разрушившего Эфесский Храм в IV веке до н.э.

– Кому выгодно разжигание антисемитизма в Литве? Почему страны Запада пока мало обращают внимание на этот феномен?

– Какое-то внимание они все-таки обращают. Что интересно – посол США и посол Израиля встречались с директором Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Адасом Якубаускасом (сейчас эту должность занимает Арунас Бубнис – прим. Baltnews) и попросили снять нацистское лицо Литвы со стены Академии наук.

Неонацистский директоришка ответил двум послам, что у него есть 17,5 кг документов, которые доказывают, что евреи были коммунистами.

Тут умный человек, безусловно, увидит противоречие в неонацистской литовской мысли. Йонас Норейка убивает 14 500 евреев, потому что они "были коммунистами", но при этом в своей книге утверждает, что евреи были злом, потому что были бизнесменами.

По его словам, евреи наносили вред Литве двумя путями – еврейские бизнесмены платили литовцам маленькие зарплаты, повышали цены в магазинах, выдавали кредиты под высокие проценты, заставляли возвращать долги банку, а другие евреи были коммунистами, то есть боролись против буржуазии.

Надо быть очень глупым человеком, чтобы не увидеть в этом тезисе внутреннее противоречие.

– Почему на стене Академии наук Литвы на Кафедральной площади висит лицо нациста, а не лицо литовского академика, что было бы логичнее?

– Дело в том, что первые литовские академики появились только во времена Иосифа Сталина. До этого все академики были евреи. Литовского академика повесить на стене нельзя, потому что их просто не было, а еврея нельзя, потому что они "зло". Вот так и живем.